На самом деле это начинался новый - музейный - этап в судьбе легендарного ледокола.
«Святогор»
Сегодня «Красин» - один из самых посещаемых музеев, его экспозиция рассказывает о героических и трагических событиях освоения Севера. Ледокол был заложен на верфи английского Ньюкасла в январе 1916 года под именем «Святогор» по заказу российского правительства. Строился с учётом опыта эксплуатации ледокола «Ермак», детища адмирала Макарова, и строился быстро - уже 3 августа состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол отбуксировали в Мидлсборо, где на судно установили десять котлов и три паровые машины. 31 марта 1917 года, после монтажа оборудования и ходовых испытаний, на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг. Судно включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
В судьбе каждого корабля есть свой звёздный час. Особой строкой в историю «Красина» (это имя ледокол получил в 1927 году) среди походов в неизведанные районы Ледовитого океана, исследования Арктики, проводок караванов судов в годы Великой Отечественной вписано спасение экспедиции итальянского путешественника Умберто Нобиле.
23 мая 1928 года Нобиле во главе экспедиции из 16 человек отправился в полёт на Северный полюс с острова Шпицберген на дирижабле «Италия». Высадиться на лёд не позволили погодные условия. В знак покорения полюса был сброшен с дирижабля дубовый крест. Воздушное судно легло на обратный курс, но 25 мая радиосвязь с дирижаблем оборвалась.
Катастрофа
Не долетев до Шпицбергена 100 километров, воздушный корабль стал стремительно терять высоту из-за утечки газа и ударился о лёд. Погиб один из мотористов, три человека, в том числе сам Нобиле, получили тяжёлые травмы. Гондола переломилась пополам, облегчённая оболочка взмыла ввысь, унося с собой шесть членов экипажа. Их судьба неизвестна до сих пор.
А девять участников экспедиции оказались в ледяном плену с минимумом продовольствия, выпавшего из разбитой гондолы, несколькими палатками и маломощной радиостанцией. Но именно её слабый сигнал поймал советский радиолюбитель Николай Шмидт 3 июня 1928 года. Так мир узнал о трагедии.
Операция по спасению экспедиции Нобиле стала первой в истории человечества по-настоящему международной. В ней участвовали 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран. Поиски не обошлись без жертв. Погибли три итальянских пилота, пропал без вести гидросамолёт «Латам-47», на борту которого находился норвежский путешественник Руаль Амундсен, в прошлом друг и соратник Нобиле. Несмотря на то, что былая дружба двух учёных превратилась в соперничество, а потом и во вражду, Амундсен, не раздумывая, отправился на поиски итальянца. Позже Умберто Нобиле, узнав о гибели норвежского исследователя, публично признал: «Он победил меня…»
Спасение
Самого раненого Нобиле вывез из ледового лагеря шведский лётчик Лундборг. А остальных членов экспедиции спасла команда советского ледокола «Красин», пробившегося через льды к лагерю. Весь мир с тревогой и восхищением следил за ходом спасательной операции, газеты в подробностях освещали события каждого дня и триумфальное окончание похода ледокола.
Благополучно завершившаяся экспедиция «Красина» имела и большое научное значение. Ледокол поставил рекорд свободного плавания в арктических льдах, впервые достигнув точки 81 градус 47 секунд северной широты, при этом важнейшую роль сыграла авиационная разведка. Впервые в этом районе были выполнены масштабные гидрометеорологические исследования. На большом пространстве между Шпицбергеном и Землёй Франца-Иосифа были измерены глубины, что позволило значительно расширить представления о рельефе дна в этом районе Северного Ледовитого океана.
Смотрите также:
- Утопленник, спаситель, легенда. Что нужно знать о ледоколе «Красин» →
- Ледяная западня. Как ледокол «Красин» спас экспедицию Нобиле →
- Ледоколу «Красину» исполнилось 93 года →