4383

Ледяная западня. Как ледокол «Красин» спас экспедицию Нобиле

Советский ледокол, сумевший снять со льда разбившихся людей.
Советский ледокол, сумевший снять со льда разбившихся людей. www.globallookpress.com

Легендарный советский ледокол «Красин», пришвартованный ныне на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, ровно 88 лет назад совершил героический подвиг – судно вызволило из ледяного плена участников арктической экспедиции дирижабля «Италия».

Вдохновленный Нансенем

Ранним утром 25 мая 1928 года радисты, волею судеб оказавшиеся в западне в Северном Ледовитом океане, передали в эфир сигнал «SOS». Интернациональный экипаж дирижабля «Италия», возглавляемый исследователем Арктики Умберто Нобиле, в этот момент уже вписал свое имя в трагическую историю устремлений покорителей Севера. По сей день эта экспедиция вызывает неподдельный интерес, а в своё время о ней говорил весь мир.

Создатель дирижабля Умберто Нобиле появился на свет в далеком 1885 году в солнечной Италии – в стране, где снег и морозы явление вовсе экстраординарное. Однако мальчик с юных лет начал мечтать о покорении холодной Арктики. В этом не было ничего удивительного – в конце XIX века полярных экспедиций, в том числе и неудачных, было довольного много. Однако в особенный восторг Нобиле ввел выдающийся поход на «Фраме», возглавляемый норвежцем Фритьофом Нансенем. Именно у него спустя годы Умберто возьмет наставление перед своим собственным опасным путем на север.

Норвежский исследователь Фритьоф Нансен.
Норвежский исследователь Фритьоф Нансен. Фото: Commons.wikimedia.org

Нобиле, будучи подростком, с жадностью впитывал каждый текст о полярных путешествиях. Он живо сопереживал всем участникам известных ему походов. Однако юность прошла, и будущий дирижаблестроитель был вынужден на время забросить грезы об Арктике. Учеба в университете на инженерно-математическом факультете и последовавшая за этим ежедневная и, порой, рутинная работа в области аэронавтики занимала полностью Нобиле. Лишь спустя много лет, в 1924 году, Умберто задумался о покорении полюса. Для этого он избрал известный ему путь – воздушный. На Арктику он намеревался отправиться на дирижабле собственной конструкции.

В 1920-е годы развитие воздухоплавания в мире виделось несколько иначе. Главная ставка в ту пору делалась на небезопасные дирижабли. Постройка именно этих воздушных судов считалась наиболее перспективным направлением в ведущих странах мира. К тому моменту имя Нобиле, как конструктора дирижабля, было известно не только в Италии, но и далеко за его пределами. Он успел построить корабли, в том числе, для Испании, Японии и США.

Успехи конструктора в 1924 году свели его со знаменитым норвежским полярным путешественником Руалем Амундсеном. Исследователь к тому моменту понял слабые стороны аэропланов для достижения полюса – посадки на лед были опасны, а большая скорость не позволяла вести наблюдения. Именно поэтому Амундсен обратил внимание на дирижабль. Благодаря союзу дирижаблестроителя и исследователя осуществилась мечта юности Нобиле – в 1926 году норвежско-американско-итальянская экспедиция, состоявшая из 16 человек, совершила первый трансарктический беспосадочный перелет Рим – Северный полюс – Аляска на дирижабле «Норвегия». Амундсен и Нобиле смогли доказать, что в центральной Арктике нет континента, существование которого в ту пору еще считали возможным.

Дирижабль «Норвегия» стал прототипом «Италии».
Дирижабль «Норвегия» стал прототипом «Италии». Фото: Commons.wikimedia.org

Нобиле, вдохновленный успехом, решился на новую экспедицию. Он жаждал, чтобы ее результаты с научной точки зрения превзошли их общую с Амундсеном работу. Инициативу Умберто поддержал глава Италии Бенито Муссолини. Экспедиция отправилась под эгидой Итальянского географического общества и на средства Комитета миланских промышленников. Для путешествия в Арктику Нобиле решил построить двойник дирижабля «Норвегия». Воздушное судно получило название «Италия». Именно в его задачи входило обследование Новой Земли, Северной Земли, а также Земли Франца-Иосифа, Гренландии и Канадского Арктического архипелага. Планировался и целый комплекс исследований.

Сброшенный крест

Особое внимание перед этой экспедицией уделили именно дирижаблю. Аварию также предусмотрели – с собой у участников были сани, лыжи, надувные лодки, меховые куртки и даже запасная радиоаппаратура. В состав экспедиции вошли трое ученых - Бегоунек, Мальмгрен и Понтремоли, три морских офицера - Мариано, Цаппи и Вильери, инженер Трояни, старший механик Чечони, мотористы - Ардуино, Каратти, Чокку и Помелла, монтажник Алессандрини, радист Бьяджи и журналист Лога; во главе - Нобиле, взявший с собой даже свою любимую собаку, фокстерьера Титину.

Умберто Нобиле и его собака Титина.
Умберто Нобиле и его собака Титина. Фото: Commons.wikimedia.org

Перед самым отлетом экипаж дирижабля «Италия» принял у себя и благословил папа Римский, Пий XI.

15 апреля 1928 года воздушное судно вылетело из Милана в Кингсбей. Погода не щадила экспедицию. Яростные ветры, дождь, град и снег сильно потрепали «Италию». Однако 8 мая дирижабль прибыл на арктическую базу. Уже из Кингсбея для научных наблюдений воздушное судно вылетало трижды – были обследованы порядка 47 тысяч квадратных километров. Аэронавты провели целую серию метеорологических наблюдений надо льдами, над земным магнетизмом и атмосферным электричеством.

В свой последний рейс «Италия» отправилась 23 мая. Дирижабль спокойно провел полет до севера Гренландии и направился к полюсу. Однако погода резко испортилась. Уже в ночь на 24 мая ни о какой посадке и высадке людей никто не думал. Тогда, покружив над полюсом, участники путешествия выполнили ритуал, обещанный у себя на родине. Они торжественно сбросили освященный папой Римским крест и флаг Италии, после чего покинули место.

Далее экспедиция видела только густой туман. На дирижабль налетали снежные вихри. Туман не давал даже определить точное местонахождение «Италии». Нобиле вел дирижабль почти вслепую, а уже 25 мая экспедиция попала в беду. Заклинило руль и дирижабль начал снижаться. В первый раз Нобиле справился с этим, подняв воздушное судно, однако впоследствии «Италия» все же ударилась об лед.

Гибель Амундсена

После крушения сам командир и еще восемь членов экипажа остались живы. Многие из них получили переломы рук и ног. Выброшенные на лед люди оказались одни посреди холода. Дирижабль унесло с оставшимися людьми, которые до сих пор считаются пропавшими без вести. На улетевшей «Италии» было снаряжение и продовольствие. Впрочем, на льдину кое-что выпало. В частности, палатка, которую впоследствии облили красной краской – так ее было лучше видно на белоснежном фоне. Оказалась в руках оставшихся в живых людей и маленькая коротковолновая рация, подарившая небольшую надежду на спасение из ледяного плена.

Однако долгое время призывы о помощи никто не слышал. Члены экспедиции впали в отчаяние – аккумуляторы садились,  ответа на позывные не было. Заканчивалась и еда. На юг направили небольшой отряд. Отправились два итальянских офицера Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано и ученый Финн Мальмгрен. Они хотели добраться до Шпицбергена и указать место, где произошло крушение. Оставшиеся шестеро продолжали посылать сигналы о бедствии. В итоге 3 июня отрывок сообщения перехватил русский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни Вознесение-Вохма Северо-Двинской губернии. Ему удалось довести услышанное до руководства страны. Уже после этого о произошедшем узнало правительство Италии.

Дирижабль «Италия».
Дирижабль «Италия» в апреле 1928 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Экспедицию активно искали и представители других европейских стран. Были задействованы 21 самолет и 18 кораблей. Маленький отряд искало порядка 1500 человек. Однако местоположение пропавших было неизвестно – поиски результатов не приносили. А 18 июня 1928 года мир потерял великого исследователя Амундсена. Он с пятью товарищами на самолете «Латам-47» спешил на помощь к своему прежнему соратнику Нобиле. Однако его воздушное судно исчезло бесследно в Баренцевом море. И смерть отряда норвежца не стала последней в цепи событий, связанных с падением «Италии».

Холодный прием

Крошечный лагерь, в центре которого стояла красная палатка, отыскали итальянские летчики 20 июня. Они сбросили продукты и улетели, а еще один груз для потерпевших крушение доставили еще через два дня. 23 июня на лед рядом с лагерем приземлился шведский самолет. У командира был приказ доставить первым на сушу Нобиле, однако тот отказывался. Тогда шведский пилот и товарищи по несчастью Умберто настояли и генерал согласился. Спустя день всё тот же лейтенант Лундборг попытался вторично сесть возле палатки, но самолет перевернулся. Летчик остался заложником ситуации. Его забрали лишь 5 июля, а в дальнейшем шведы к месту крушения летать отказались.

Нобиле, оказавшийся в безопасности, сразу начал активно предпринимать попытки к спасению своих соратников. Он требовал предоставить ему самолеты, вел переговоры со спасателями разных стран. Во льдах оставалось еще пять человек.

Особое место в операции занял Советский Союз. Правительство еще в конце весны организовало специальный комитет помощи, который решил отправить на спасение экспедиции ледоколы «Красин» и пароход «Малыгин» после официального обращения Италии. В распоряжение обеих экспедиций предоставили пилотов и трехмоторные «Юнкерсы», оборудованные лыжами. Каждая из групп получила отдельное задание: они должны были обследовать области к западу и востоку от Шпицбергена.

Советский летчик Борис Чухновский, который сам оказался во льдах при спасении людей.
Советский летчик Борис Чухновский, который сам оказался во льдах при спасении людей. Фото: Commons.wikimedia.org

«Малыгин» вышел в море раньше «Красина», но 20 июня был надолго затерт льдами недалеко от острова Надежды.

«Красин» с большим трудом пробивался через льды, огибая северо-восточную оконечность Шпицбергена. Здесь он потерял лопасть одного из винтов. 10 июля экипаж самолета, доставленного ледоколом, в ходе разведки нашел лагерь с красной палаткой, а 11 июля летчик Чухновский увидел группу, ушедшую пешком. Однако самолет в тумане не нашел «Красин». Чухновский наскочил на торос и сломал шасси, однако сообщил по радио, что от спасения отказывается до тех пор, пока ледокол не заберет на борт оставшийся экипаж «Италии».

Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трех полярников, самостоятельно ушедших за помощью - Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. По их словам, Финн Мальмгрен погиб от истощения за месяц до их обнаружения советской спасательной экспедицией. Мариано был сильно обморожен - ему пришлось ампутировать ногу.

Ближе к вечеру «Красину» удалось добраться и до лагеря, где были пять последних членов этой экспедиции – штурман Альфреду Вильери, физик Франтишек Бегоунек, инженер Феличе Трояни, механик Натале Чечоне и радист Джузеппе Бьяджи. Советский же ледокол прославил свое доброе имя на весь мир.

Имя советского ледокола прогремело на весь мир.
Имя советского ледокола известно многим исследователям. Фото: www.globallookpress.com

В Италии в произошедшей катастрофе обвинили Умберто Нобиле. Многие и вовсе сочли его предателем за ранний отлет из ледового лагеря, откуда он, кстати, выбрался вместе со взятой в экспедицию собакой. В 1931 году он уехал в Советский Союз, где в течение пяти лет строил дирижабли.

В 1969 году в Тромсе, что на севере Норвегии, появился монумент. На нем золотыми буквам высечено: «Воздвигнуто Умберто Нобиле, начальником экспедиции, по случаю ее 40-летней годовщины, при покровительстве Итальянского географического общества». Также на нем есть фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трех итальянских летчиков.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах