Понимают метафоры и поговорки. Петербург стал центром русских школ

Новый масштабный проект является знаковым для Санкт-Петербурга, который в 2023-м носит высокий статус культурной столицы СНГ. Одновременно текущий год является Годом русского языка в странах Содружества. Насколько востребован русский язык в других государствах? Как он чувствует себя на постсоветском пространстве? И зачем иностранцы стремятся изучать «великий и могучий»?

   
   

Лидеры в образовании

«Сегодня за рубежом работают свыше 27 тысяч русских школ, – рассказал и. о. директора Центра международного сотрудничества Министерства просвещения РФ, член совета ассоциации Сергей Малышев. – Но все они действуют разрозненно, в рамках региональных объединений. Очень нужна направляющая сила, формирование профессионального сообщества, которое позволит изучать потребности этих школ и комплексно им помогать».

Чтобы диалог и обмен опытом были эффективными, Министерство просвещения подключило все 34 педагогических вуза страны. А три университета стали учредителями Ассоциации русских школ за рубежом. В их числе Алтайский, Башкирский педагогические университеты и флагман – Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Документ был подписан на полях саммита Россия – Африка, который в июле прошёл в Санкт-Петербурге.

«За рубежом русский язык очень востребован, – подтвердил ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов. – Почему иностранцы хотят изучать русский? Один из важных фактов –
Россия со времён СССР по-прежнему сохраняет лидерские позиции в образовании. Поэтому знать русский – значит получить качественное образование, приобщиться к великой культуре. В свою очередь это может стать пропуском в лучшую жизнь, в том числе возможностью найти более престижную, высокооплачиваемую работу. Потребности большие, особенно у дружественных стран и государств СНГ. У нас, например, уже давно сложились тесные партнёрские отношения с Узбекистаном, а в Ташкенте открыт филиал университета».

Научить учителей

Совместный большой проект Минпросвещения, РГПУ им. А. И. Герцена и Узбекистана стартовал в 2020 году. Он был направлен на повышение качества преподавания русского языка в республике, переподготовку и рост квалификации учителей. Работа проходила в несколько этапов. Сначала 30 российских методистов вместе с коллегами из Института народного образования им. А. Авлони провели в республике лингвистический аудит, чтобы определить, насколько ученики и их наставники владеют русским. Тестирование прошли 8 тыс. преподавателей и 10 тыс. школьников. Помимо этого, для местных педагогов организовали методические занятия и тренинги.

Затем претенденты, желающие с российской стороны стать участниками проекта, прошли дополнительную подготовку. Она включала собеседование, тестирование по компетенциям и двухнедельную стажировку на базе университета им. А. И. Герцена в Петербурге. Оценивалось и владение цифровыми технологиями, уровень профессионализма, чтобы специалист мог достойно представлять нашу страну. Если «экзамен» был сдан успешно, учитель уезжал в солнечную республику. Нет – возвращался домой.

В итоге российская сторона направила в Узбекистан около 200 учителей. Из них 150 – русского языка и литературы. Также наши специалисты преподают информатику, химию, математику и другие важные предметы. Им гарантируется заработная плата, предоставление жилья и медицинского страхования, возмещение транспортных расходов к месту работы и обратно.

   
   

«Сейчас – новый этап, – говорит С. Тарасов. – Совместно с местными авторами мы подготовили линейку учебников по русскому языку для 2–11 классов. Там много иллюстративного материала, учитывается национальная специфика. Книги уже изданы и по ним занимаются узбекские дети».

Также в тандеме с коллегами разработаны методики для дошкольного образования. Программа так и называется – «Малыш» («Миттивой»). В её рамках эксперты университета провели серию онлайн-семинаров, где обсуждались различные темы в сфере обучения ребят младшего возраста. Каким должен быть современный воспитатель, как правильно построить образовательный процесс, сформировать у ребёнка привычку к здоровому образу жизни и т. д. В прошлом году на базе филиала подготовили «под ключ» 60 педагогов для детских садов Узбекистана. Общение будет идти на русском языке.

Большинство говорит по-русски

«Для Узбекистана русский язык вместе с национальным является системообразующим, – акцентировал внимание директор Ташкентского филиала РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Барченко. – Здесь работают около 1000 русских школ, 10 процентов от всех в республике, а в Ташкенте абсолютное большинство говорит по-русски. Понимают метафоры, пословицы, фразеологизмы, так что это полноценное общение. Также многие жители причастны или ассоциируют себя с Россией: учились, служили в армии, работали и стремятся сохранить эти связи. Когда абитуриентов спрашиваешь, почему поступают в российский вуз, отвечают, что в семье общаются на русском и родители хотят, чтобы сын или дочка трудились в компаниях, связанных с нашей страной, или сюда переехали».

По словам А. Барченко, филиал тесно сотрудничает со своими партнёрами – государственными и частными школами республики. Там студенты проходят практику, а затем устраиваются на работу. Но школ много, а единого звена, связывающего учителей, помогающего решить сложные вопросы, пока нет. Поэтому на Ассоциацию русских школ возлагают большие надежды и уверены, что она будет востребована.

Надеются за границей с помощью Ассоциации решить и проблему нехватки кадров. Учителей, имеющих соответствующую квалификацию и готовых на высоком уровне работать в русских школах, сегодня откровенно мало.

«Это серьёзная задача, с которой сталкиваются наши учебные центры за пределами страны, – признал С. Малышев. – У нас есть программа «Русский учитель за рубежом», когда мы присылаем отечественных педагогов, но это, по сути, скорая и достаточно дорогая помощь. Поэтому сейчас основной упор на повышение квалификации местных педагогов. При этом в Ассоциацию могут вступить не только школы, но и все образовательные организации, которые преподают русский язык и предметы на русском».

К объединению уже присоединились 220 школ из 8 стран и до конца года их число увеличится.

Исторический факт

Первая русская школа в Ташкенте открылась в 1866 г., там обучалось 15 девочек и 18 мальчиков. 

Занятия вели учительница Жуйкова и войсковой священник Ширяев. Впоследствии российское правительство назначило ей солидное жалованье, а школу преобразовали в трёхклассное народно-ремесленное училище. 

Также стали работать мужская и женская гимназии, для которых в городе построили специальные двухэтажные здания.

30 августа 1879 г. в Ташкенте открылась и первая «учительская семинария», которая готовила преподавателей для «русско-туземных училищ». Там преподавали казахский, узбекский и персидский языки, скотоводство, огородничество, ремёсла. Возглавлял семинарию на протяжении многих лет известный востоковед, учёный, этнограф Николай Остроумов.

«Я русский бы выучил»

Сегодня на русском языке говорят 258 миллионов человек, из них 112 миллионов живут за пределами нашей страны. 

По числу говорящих он на восьмом месте в мире. Среди лидеров первые четыре строчки занимают английский (1,3 млрд), китайский (1,1 млрд), хинди (600 млн) и испанский 

(543 млн). Далее идут французский, бенгали и арабский. Наступает на пятки русскому и португальский – 257,6 млн говорящих.  По числу пользователей интернета русский язык оказался на девятом месте, пропустив вперёд японский. А вот по количеству публикаций в международных научных базах русский на пятом месте – после английского, китайского, испанского и немецкого языков. (По данным исследования «Индекс положения русского языка», Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022 год.)