В Петербурге затеяли реформу перевозок по рекам и каналам. Комитеты по транспорту и развитию туризма предлагают разработать несколько туристических маршрутов и разыграть их между судоходными компаниями - вместе с доступом к городским причалам. Проект могут запустить уже в следующем году.
Новые правила
Сейчас комитеты определяются с маршрутами и остановками.
«Это места, которые являются точками притяжения или дают возможность организовать стоянку автобусов», - объясняет Кирилл Поляков.
Судя по всему, потребность в новых пирсах пока также изучается. Это могут быть как участки набережных, которые пока не используются и ни за кем не закреплены, так и те, по которым будут истекать договоры аренды.
В любом случае, чиновники обещают: новую модель, маршруты и график обсудят с игроками рынка.
Отметим, что в эксплуатации у города сейчас находятся около 100 причалов. 80 из них - в ведении ГБУ «Мостотрест» и сдаются в аренду, 19 - в управлении Агентства внешнего транспорта, которое выступает оператором сети городских причалов. Сейчас к ним может пристать любой желающий, предварительно уведомив оператора и оплатив определенную сумму в зависимости от типа судна.
Банкротство аквабусов
Отчасти вся эта история напоминает проект аквабусов, существовавший в нашем городе с 2010-го по 2016 год. К 2012-му они перевозили пассажиров уже по пяти линиям - в том числе пригородной, пролегавшей между Кронштадтом и Ломоносовом. Суда вместимостью от 12 до 120 человек развивали скорость до 65 км/ч. Однако проект работал, пока ему помогал бюджет, - с 2011-го по 2013 год Смольный потратил более 200 млн рублей на субсидии перевозчикам. Поэтому уже в 2013-м тогдашний председатель комитета по транспорту Станислав Попов заявил, что на эти деньги можно было запустить новый автобусный маршрут и перевезти куда больше людей. Навигация-2014 открылась лишь с одной линией от станции метро «Старая Деревня» до Медного всадника с промежуточной остановкой у Летнего сада. Бюджет-2016 уже субсидий не предусматривал. Последнему предприятию-перевозчику предложили работать в обмен на бесплатные причалы. В 2017 году компания обанкротилась. И вот теперь - своеобразный «второй подход» к штанге.
Что с причалами?
Президент ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Родионов о грядущих изменениях узнал из СМИ и, по его словам, с инициативой бизнес-сообщество никто еще не знакомил. Он уверен, в идее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Вместе с тем он уверен: чтобы проект заработал, нужно заняться инфраструктурой, ведь те самые городские причалы, по большей части, некомфортны и для судов, и для пассажиров.
«Это плавучие объекты, которые часто не соответствуют требованиям безопасности водного транспорта. Они практически ничем не оборудованы. Кнехты и рымы, которые там установлены, по большей части предназначены для яхт, а не пассажирских судов. Обслуживающего персонала нет. Более того, рядом с ними часто не имеется и мест для того, чтобы транспорт останавливался. Давняя наша просьба установить турникеты для прохода так и не получила реализации. Только в этом году на причале у Медного всадника должны поставить один, - утверждает собеседник. - Когда история с городскими причалами начиналась в 2009 году, их хотели сделать красивыми, удобными для швартовки судов разных классов и типов».
Водные «Газели»
Генеральный директор одной из петербургских судоходных компаний Дмитрий тоже полон сомнений.
«Поскольку перевозчики будут определяться на конкурсной основе, значит, должен найтись тот, кто повезет людей за меньшую цену, - рассуждает он. - То есть суда будут содержать в «голодном теле», экономя на всем. Логично предположить, что такой подход может привести к появлению «водных маршруток» - аналога «усталых» сухопутных «Газелей» и «ПАЗиков».
Не рекомендует он надеяться и на субсидии: «Сегодня они есть, завтра нет», и работать на демпинговых ценах - потерять клиента в скором будущем при попытке поднять стоимость.
Сомнения его терзают и относительно принципа hop-on hop-off: существует эта практика еще с «нулевых», и опыт показывает, что больше популярны такие путешествия у иностранных туристов, нежели у петербуржцев или путешественников из регионов.
На ситуацию не повлияет
Все новое - это слегка забытое старое. Так, во всяком случае, считают некоторые игроки судоходного рынка.
«Насколько мне известно, о глобальной реформе речи не идет. Я вижу, что власти хотят структурировать продажу билетов и навести порядок с пользователями городских причалов. Их добросовестные арендаторы получат долгосрочные договоры аренды на 5-7 лет и смогут спокойно инвестировать в инфраструктуру и флот. Таким образом, городские причалы получат инвестиции и смогут предоставить качественно новый уровень обслуживания, станут удобными и безопасными. Профильные комитеты ведут диалог с участниками рынка и в курсе проблем. Hop-on hop-off - тоже не ноу-хау, развивается в городе как минимум с 2015 года. Работает по ним и наша компания. Эти маршруты связывают Елагин остров, Крестовский, Севкабель, каналы и центральную акваторию.
Конкурсная основа может сказаться на уровне предоставляемых услуг. Но чем хуже будет качество, тем меньше туда пойдет людей. Значит, у города появится еще один неудачный проект, зато сейчас перережут все необходимые ленточки. Во всяком случае, перевозки по декларированным маршрутам составят менее одного процента от общего рынка, что глобально на ситуацию никак не повлияет».
Яхты ушли в Финляндию
Сейчас немало говорят о развитии яхтенного туризма. По словам президента Санкт-Петербургского парусного союза Сергея Алексеева, комитет по развитию туризма поручил ему написать соответствующую концепцию. Однако у него «опускаются руки»: он уверен, что сейчас такой вид туризма в Петербурге невозможен.
По словам собеседника, множество городских клубов застроены элитными комплексами. Так, сгинули яхт-клуб Кораблестроительного института, «Молния» и «Водник» - клуб Балтийского пароходства (сейчас там построен апарт-отель и стоянка яхт при нем, которая зовется «Императорский яхт-клуб»; вхожи туда лишь избранные).
По данным Алексеева, в Петербурге в эту навигацию причалов для яхт нет: яхтенный порт «Геркулес», расположенный в Лахте подле Лахта-центра, реконструкцию гавани на тысячу мест закончить не успевает. В Санкт-Петербургском парусном клубе на Крестовском острове также по решению суда причалы демонтированы. Нет их и в Речном клубе профсоюзов. Есть стоянки на Средней Невке - «Нева» и «Невка», но они переполнены. Да и многие яхты туда просто не пройдут - высота Якорного моста 17 м, а у большинства судов высота мачты 20 м.
«В этом году если будут соревнования и придут яхты, стоять им негде. На якоре же корабль беззащитен, и велик риск, что его сорвет и разобьет непогодой, - подавленно говорит Алексеев. - Но при этом на катерах и яхтах в каждую навигацию на воду выходят почти 200 тыс. человек. Яхтсменов - 5 тыс. Где они? Все яхты перегнаны в Финляндию. В Хельсинки около 40 яхт-клубов, и есть вся необходимая инфраструктура».
Собеседник уверен: Парусный союз и профильные комитеты должны объединиться и решить проблему.