Принимай нас, Суоми-красавица. Ждут ли финны российских туристов

Финляндия всегда была для россиян, а особенно жителей северо-западных регионов, особенной страной. Отправлялись на землю Суоми не только отдохнуть, частенько до пандемии петербуржцы на выходных ездили к соседям просто за покупками. Это было выгодно. От города на Неве до Финляндии всего 150 километров, на дорогу без пробок уходило от силы два часа.

   
   

Выгодное соседство

Большим преимуществом для жителей Северной столицы был упрощенный порядок получения визы. А с финской визой без особых сложностей можно путешествовать практически по всей Европе. К тому же на территории северного государства располагаются международные аэропорты, перелеты из которых стоили в разы дешевле, некоторые из них находятся практически у российской границы.

Финны также нередко пересекали границу с Россией. Дело в том, что бензином было выгоднее заправляться у нас. На этом даже строили бизнес на приграничных территориях. 

В Финляндии работало множество магазинов, ориентированных на россиян - в таких торговых точках оплату принимали рублями, а ценники были на русском.

Въезд в финский город Кухмо, расположен в 70 километрах от российской границы. Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

Весь культурный и продовольственно-топливный обмен остановила пандемия коронавируса. В течение двух лет граница между странами была закрыта. Потери Финляндии из-за отсутствия туристического трафика составляли около миллиона евро в день.

«С автоматами никто не ходит» 

15 июля Финляндия и Россия наконец вновь открыли границу. Тысячи россиян ринулись в соседнюю страну. Из-за большого потока желающих получить визу в консульстве даже не успевают оформлять документы. 

Дина занимается велотуризмом. До пандемии она нередко бывала на земле Суоми и исколесила всю Европу. Когда границу открыли, собеседница издания решила первым делом проверить, изменилось ли что-то для туристов из РФ. 

   
   

«Как открыли границу, я сразу же решила поехать, чтобы проверить, как это сейчас работает для велосипедистов. Оказалось, все как раньше. Пограничники никаких особых вопросов туристам из России не задают. Даже были рады нам - сказали, что скучали. Все очень позитивные», - рассказала Дина. 

Приграничные торговые точки, ориентированные на россиян, все еще закрыты. Однако сетевые и обычные финские магазины работают, в том числе и «сбежавшая» из РФ Prisma. Там, конечно же, все по-фински. Но так было и раньше, отмечает велотуристка. Цены также почти не изменились за два года. 

«Все улыбаются, смеются. С автоматами никто не ходит, не высматривает. Все в прежнем режиме. Может быть, иногда оглядываются, когда слышат русскую речь, но им абсолютно все равно, если ты нормально общаешься», - поделилась Дина.

Город И́матрав в Финляндии находится в области Южной Карелии. Фото: Из личного архива/ Сергей Хорошавин

Мари также живет в городе на Неве и до пандемии любила гостить у северных соседей. У них с супругом была мультивиза, поэтому паре не пришлось оформлять новые документы. Отправились они в долгожданную поездку на собственном автомобиле.

По словам петербурженки, на границе дольше всего они проходили контроль с российской стороны, при этом очередь из авто была относительно небольшой - около 30 машин. В общей сложности, чтобы проехать на территорию Финляндии, у них ушло 40 минут. 

Мари призналась, что соскучилась по соседней стране, но они с супругом переживали, что из-за геополитических процессов отношение к россиянам могло измениться не в лучшую сторону. Однако на деле все страхи и переживания не оправдались.  

Да, в магазинах теперь не принимают российские карты, но в остальном все по-прежнему. Закупаться сырами, рыбой, бытовой химией и так далее все также выгодно. Особенно с учетом нынешнего курса евро.  

Неприязни пара из Петербурга также не заметила. При этом они посещали не только туристические районы, но бывали там, куда их сограждане обычно не ходят. Специальных для россиян ценников или надбавок Мари также не заметила.

Столица Финляндии Хельсинки имеет прямой выход в Балтийское море через северное побережье Финского залива. Фото: Flickr.com/ Timo Newton-Syms

Счет заблокировали из-за фамилии

Эрик живет в приграничном с Россией городе Иматра уже более 28 лет. Работает здесь же. С началом пандемии многие магазины в Финляндии закрылись, в том числе и ориентированные на туристов. 

«Еще во время пандемии многим магазинам пришлось нелегко. Такие сетевики, как Prisma, без больших сложностей пережили «карантин», а вот предприятия поменьше оказались в тяжелом положении. На ситуацию повлияло, в том числе, и отсутствие россиян. В супермаркетах пришлось демонтировать много полок, так как рассчитанные на туристов из РФ товары (сыры, рыба и другие популярные у россиян продукты) оказались невостребованными в таких объемах. Финны их не покупали. Приходилось целые стеллажи убирать», - рассказал Эрик. 

До сих пор многие приграничные магазины так и не заработали. Для россиян же действует ограничение: из Финляндии запрещено вывозить товаров более чем на 300 евро. Буквально на днях вступило в силу еще одно правило - нельзя вывозить моторное масло даже для личного пользования.  

Житель Иматры признается, что среди друзей и коллег у него много финнов, однако относиться к нему по-другому не стали.

«Однако, когда началась спецоперация, в стране был переполох. А надо понимать, финны вообще всего боятся. И у моих знакомых был случай - ребенок пришел из детсада и сказал родителям, что Россия будет наступать на Финляндию. Я лично присутствовал при этом. Как выяснилось, это ему воспитательница сказала», - поделился Эрик. 

Собеседник spb.aif.ru вспоминает, что в одной из местных газет перед открытием границ читал, мол, российские туристы скупят всю еду в продуктовых магазинах. А вот мать Эрика лично столкнулась с «особым» отношением. 

«Моя мама живет в Финляндии уже почти 30 лет. У нее своя фирма, работающая с местным банком. Ей заблокировали дебетовый счет. А у нее ссуда в этом же банке. На дебетовый счет ежемесячно поступала определенная сумма, чтобы автоплатежом оплачивать ссуду. То есть они сами себе заблокировали оплату», - рассказал Эрик. 

Женщина со своим супругом пыталась разобраться в ситуации. Через некоторое время их соединили с менеджером. Она решила спросить прямо, связано ли это все с ее русской фамилией. Ей ответили: «Да».