Работа для души. Петербургские волонтёры помогают монастырям Ленобласти

Здание Никольского храма законсервировано, чтобы не было дальнейших разрушений. © / Никита Серебряков / АиФ

В Сойкино волонтёры приезжают каждую неделю. На старинном погосте расположен один из монастырей Александро-Невской лавры Петербурга. Здесь постоянно проживает всего один священник, и со всем хозяйством ему трудно управиться.

   
   

Журналист spb.aif.ru отправился в поездку вместе с волонтёрами.

В компании кур и павлинов

Никольский скит на Сойкинском погосте расположен на южном берегу Финского залива. В центре скита – разрушенный каменный Никольский храм, а также новая небольшая уютная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Также на территории есть хозяйственные и гостиничные корпуса, маленький жилой домик. Под холмом на террасе разбиты сады, рядом – пруд.

Насельник Никольского скита, иеромонах Даниил встречает автобус с волонтёрами не в подряснике, а в спортивном костюме, с лопатой в руке. На нём держится вся работа на немаленькой территории монастыря. Задачи найдутся всегда. И так с утра до вечера, не считая времени утренней и вечерней службы в храме. Помимо отца Даниила постоянно здесь проживают послушник и трудник – временный работник, который дал обет трудиться ради покаяния и во славу Божию. Иногда приходят помогать жители местных деревень. Но основная надежда настоятеля – на волонтёров.

«Скит образовался на месте разрушенного храма XVI века, – рассказывает отец Даниил . – Местные жители давно хотели возродить его. Потихоньку приходили и убирались на территории. Однажды митрополит предложил прежнему настоятелю Александро-Невской лавры Назарию заняться восстановлением храма».

Назарий приехал, осмотрел живописное место и поручил создать небольшую монашескую общину. Началось всё с трудовых вахт: приезжали миряне из общественного объединения «Александро-Невское братство» при Лавре. Они спиливали деревья, убирали мусор. Общими силами возвели небольшой храм и освятили его в честь полководца Александра Невского.

«Со временем участники «Братства» перестали ездить, а скит разросся: появилось своё хозяйство с козами, овцами и птицами. Яйца, молоко и творог продаём местным жителям и петербуржцам за пожертвование. Нужно постоянно ухаживать за огородом и садом. В одиночку здесь не справиться», – сказал отец Даниил.

   
   

Работы оказалось много и сегодня. Поэтому надеваем перчатки, разбираем лопаты и отправляемся в вольер для птиц. Здесь нас уже поджидает компания кур и индюков, расхаживает тройка важных павлинов. Задача для нашей мужской бригады – перекопать землю, чтобы обитателям вольера легче было искать червяков, а птичий помёт ушёл в нижние слои почвы. «Работа займёт около трёх часов. Но за общением с волонтёрами время пролетает незаметно», – обещает иеромонах.

У женщин в это время другая работа. На территории скита два огромных сада – яблоневый и сад сиреней. Их нужно прополоть и покосить, а на лужайках высадить цветы.

Волонтёр Лидия приехала трудиться в Никольский скит уже в пятый раз.

«Летом пропалываем сады, косим траву, дробим ветки и посыпаем мульчей землю, – рассказывает она. – Также занимаемся прополкой огорода, собираем урожай картофеля. В этот раз привезли комнатные и садовые цветы, будем ими украшать территорию. Когда кругом красота и глаз радуется, сюда хочется возвращаться снова и снова».

Поездки наполняют благодатью

Участники объединения «Волонтёры СПб» начали активно помогать Никольскому скиту летом этого года. Каждую неделю группа помощников отправляется на автобусе из Петербурга от Александро-Невской лавры, проводит весь день за работой на территории скита, а затем возвращается домой.

Фото: АиФ/ Никита Серебряков

В монастыре их кормят завтраком и обедом. Послушник Александр учился на повара и готовит очень вкусно. Желающие могут остаться на ночь в отдельном гостиничном домике. На следующий день трудники продолжают выполнять своё послушание.

Организатор поездок по монастырям из объединения «Волонтёры СПб» Александра Чернышева рассказывает, что у каждого свои мотивы помогать монастырю.

«С нами ездят люди абсолютно разного возраста и социального положения, – говорит Александра. – Кто-то приезжает целыми семьями, с детьми и с внуками. Так что можно сказать, у нас семейное волонтёрство. У кого нет возможности приехать – помогает материально, и это тоже огромная поддержка. В нашем проекте – отдающие люди, которым просто хочется сделать что-то полезное для других. После поездок они признаются, что наполняются благодатью. Все объединены одной целью и идеей.

Журналисты всегда готовы помочь и словом, и делом.

Монастырское волонтёрство отличается от работы, например, на спортивных мероприятиях. Ведь восстанавливая храм, восстанавливаешь и свою душу. Пока работаешь, волей-неволей задумываешься о Боге, о смысле жизни. А ещё многие в коллективе находят себе друзей, единомышленников. Бывает, что нерелигиозные люди приходят к вере. Священники не навязывают им свои взгляды и основы православия, но дают возможность посмотреть, как устроена жизнь в монастыре. Люди общаются с ними на равных, интересуются, задают вопросы. С нами долгое время ездил молодой человек, который был далёк от веры. Ему важно было просто бескорыстно заниматься физическим трудом. Но со временем он проникся атмосферой этого места, стал задумываться о вере и в итоге принял крещение».

Приют для котов

Как рассказывает руководитель АНО «ВОЛОНТЁРЫ СПБ» Елизавета Романова, помимо Сойкинского погоста «Волонтёры СПб» ездят в монастырь в Старой Ладоге, трудятся в Новодевичьем монастыре и в храме Пресвятой Богородицы в Петербурге на Васильевском острове. Где-то нужно навести порядок внутри церкви, где-то – собрать мусор и опавшие листья на территории вокруг монастырских стен.

Многие волонтёры уже не представляют свою жизнь без помощи монастырям. Одним эта работа помогла переосмыслить свою прежнюю мирскую жизнь, а другие теперь зовут с собой в поездки подруг и родственников.

«Восемь лет назад после развода с мужем у меня пропали жизненные ориентиры, и в этот сложный период я обратилась к православной вере, – делится волонтёр Юлия. – Два года назад начала ездить по монастырям и скитам Ленинградской области. По словам Елизаветы Романовой, где-то нужно прополоть грядки, где-то – навести чистоту в храме, в сараях. Работа всегда находится. К сожалению, ещё не удавалось пожить в монастыре долгое время, чтобы ещё больше приблизиться к вере. Но, может быть, однажды удастся открыть для себя новую страницу жизни».

Рабочий день в Никольском скиту заканчивается к пяти часам вечера. После сытной трапезы автобус готов везти нас обратно в Петербург. Перед самым выездом группу волонтёров окружает стая котов – местных любимцев: они мурлыкают и трутся мордочками об ноги. Отец Даниил предлагает взять питомцев себе домой. И один из волонтёров с радостью забрал себе котёнка.

Вместе с наместником скита сделали общее фото на фоне разрушенного Никольского храма. Сейчас здание законсервировано, чтобы не было дальнейших разрушений. Но когда его начнут полноценно восстанавливать – пока неизвестно.

«Помощь волонтёров, безусловно, потребуется и здесь. Так общими силами и делаем великое дело Божие», – сказал отец Даниил.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.