Ряд последних исследований говорит о том, что с каждым годом все больше людей перебираются из суетных городов в небольшие поселки. Да и ситуация с коронавирусом показала, что некоторые жители мегаполиса действительно готовы «бросить все» и уехать в деревню. Но вот что забавно: людей в больших городах, несмотря на все тенденции, меньше не становится.
Главное - работа
Еще столетие назад жители сел массово переезжали в города. Индустриализация требовала рабочую силу, которая бы могла обслуживать новые фабрики и заводы. Повторилась тенденция и в 1990-е годы, только тогда люди уезжали из деревень за заработком - трудиться на селе было негде, многие фабрики закрылись, а прокормиться одним огородом невозможно.
Но и сейчас население в мегаполисах растет - сюда стремится, в первую очередь, молодежь, которая хочет получить образование и построить карьеру. Однако последний год смешал все карты. В условиях самоизоляции счастливчиками стали считаться те, кто имеет «домик в деревне», а рынок аренды загородной недвижимости резко пошел вверх.
В апреле в сети было опубликовано исследование крупного российского банка, утверждавшее - прогресс уведет миллионы людей обратно в села: «Мы предполагаем, что в ближайшей перспективе может начаться процесс дезурбанизации: существенно возрастет мотивация к переезду в сельскую местность, где привычный уклад жизни гораздо более устойчив, чем в городе. …При этом само село не только останется местом производства пищевой продукции - будут возрастать его рекреационная и туристическая функции».
Однако не все специалисты с такими выводами согласны.
В ближайшие годы массового оттока людей в деревни не предвидится, уверен директор центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Александр Курячий.
Глушь не предлагать
У риелторов свои цифры. Руководитель крупного агентства недвижимости Ольга Трошева отмечает, что за последние месяцы интерес к загородному рынку значительно вырос.
«На это повлияли также изменение курса иностранных валют, мотивировавшее инвестировать в недвижимость, «сельская ипотека» и эпидемия, повысившая ценность индивидуального дома как альтернативу квартире при режиме ограничений в перемещениях. Но речь идет в основном о домах в тех населенных пунктах, которые имеют хорошую транспортную доступность и необходимую инфраструктуру. Массового стремления к переезду в маленькие города и поселки не наблюдается», - говорит эксперт.
По ее словам, требования к объектам, как правило, стандартные: хороший подъезд, 20-30 км от КАД, центральный газ, вода, озеро рядом, инфраструктура, охрана, лес и однородная среда.
«Большинство петербуржцев все же не готовы отказаться от жизни в городе, - уверена риелтор Наталья Зозуля. - В моей практике соглашаются на покупку недвижимости вне города в основном приезжие. Те, кто, например, продал трехкомнатную квартиру в своем родном городе за 3 млн рублей и не может найти на эти деньги ничего кроме квартиры-студии. Они готовы рассматривать Всеволожск, Девяткино и другие варианты».
Городская суета
Но примеры такие есть.
В основном переезжают пенсионеры, которые сдают свое жилье в городе или передают его детям. Есть и реальные дауншифтеры, выбравшие сельский образ жизни, - мол, хочу жить на природе, без суеты. Часто существует и религиозный аспект. Если же сравнивать переезд в сельскую местность в Советском Союзе и сейчас, то это принципиально разные вещи. Тогда - это жизнь в избе без воды. А сейчас в загородном доме возможно создать условия не хуже, чем в городской квартире».
Личный опыт
«АиФ» нашел людей, бросивших суету мегаполиса ради размеренной жизни в деревне, и поинтересовался, что они приобрели от такого решения?
29-летняя художница из Петербурга Надя Артес год прожила в деревне Пеньки Ломоносовского района, но вернулась в мегаполис. Признается, что была готова к сельской жизни - родилась в маленьком поселке. Будучи подростком, Надя уехала из села в город, где получила образование, освоила профессию. А потом решила вернуться в деревню:
Спустя год девушка вернулась в город. Сейчас она занимается проектами, связанными с благоустройством небольших населенных пунктов.
«Почему-то в русской деревне ты чувствуешь себя отщепенцем, в отличие, например, от европейских поселков, где действительно полное спокойствие и умиротворение сочетаются с комфортной жизнью. Надеюсь, что в скором времени и Россия изменится в лучшую сторону».
Петербуржец Сергей Дмитриев решился на переезд в село 6 лет назад. Тогда у 32-летнего программиста начались серьезные проблемы со здоровьем.
Последние два года Сергей трудился помощником по хозяйству, а в свободное время занимался репетиторством с местными школьниками, помогая подтянуть английский, алгебру и физику.
«Как раз перед эпидемией переехал в свой дом в Карелии, - рассказывает он. - Возвращаться обратно в город не планирую: мне тяжело жить в городском ритме. Сельской жизни я научился, да еще и здоровье подправил.
Кстати, часто у Сергея в соцсетях просят совета те, кто сам хочет переехать в деревню, но не знает, с чего начать».
Тенденции нет
Профессор социологии Даниил Александров считает, что глобальной тенденции к переезду в села все-таки не будет.
- Поначалу эпидемия коронавируса действительно заставила людей массово рвануть за город. Я знаю случаи, когда клиенты буквально дрались за выставленные на рынок аренды дома! Но эта истерия закончилась. Поймите, мы - социальные существа. Еще социолог Уильям Уайт отмечал - люди, которые жалуются на то, что им мешают другие люди, на самом деле предпочитают жить в больших городах и находиться в толчее».
Справка
Дауншифтинг - движение, философией которого является отказ от погони за деньгами, карьерой и владением дорогими вещами. Приверженцы идеологии считают, что жить нужно «ради себя» и отказаться от целей, навязанных обществом.