Из космоса – на Землю. Удивительные открытия, которые совершают ученые

Тестируется на орбите, применяется в обычной жизни. © / Roscosmos/via Globallookpress.com / www.globallookpress.com

Множество достижений космонавтики стали возможными благодаря российским учёным. Вот и сейчас в петербургском ГУАП продолжают совершенствовать и разрабатывать новые технологии. Они помогут повысить скорость передачи данных в космических аппаратах, а в будущем смогут применяться и для связи между космическими аппаратами на Земле.

   
   

Сохранить информацию

Изначально разработка этих стандартов велась космическими агентствами различных стран Европы, Америки, России и Японии. С нашей стороны в разработках принимал участие профессор Юрий Евгеньевич Шейнин – продвигал использование технологии на предприятиях космической отрасли. Теперь его дело продолжают ученики, в частности, выпускница ГУАП 1998 года Елена Александровна Суворова. Она с детства мечтала о космосе и с юности знала, что свяжет свою жизнь именно с аэрокосмической специальностью.

«Технология эта новая, она пришла на замену сильно устаревших стандартов, которые были разработаны ещё в 1950-е годы, – рассказывает Елена Суворова. – Они действительно были качественными, проверенными, и их возможностей хватало для реализации коммуникационных систем космических аппаратов. Но наступил момент, когда стандартов стало недостаточно: объём данных постоянно растёт».

Новые технологии SpaceWire и SpaceFibre позволяют, в том числе, увеличить скорость обмена данными на борту космических аппаратов, спутников, пилотируемых космических кораблей. Это очень важно, ведь потеря информации может стать критичной. Например, если система управления вовремя не получит информацию с фотокамер или датчиков, это может привести к потере спутника или космического корабля.

«Также сеть на базе этих стандартов используется для передачи результатов и данных экспериментов, которые проводят в космосе», – продолжает эксперт.

Сейчас технология SpaceWire внедряется на спутники – например, экспериментальный спутник «Норби» летает с оборудованием с 2020 года. SpaceFibre находится в процессе подготовки к внедрению.

   
   

Сверхбыстрый интернет

Пока технология проводная – для неё используются кабели, длина которых может превышать десятки метров, по ним и передаётся нужная информация. Однако учёные работают над тем, чтобы в будущем данные передавались бесконтактно.

«Благодаря новой технологии скорость передачи данных вырастет в разы, если раньше это были килобиты в секунду, то теперь сотни мегабит и даже гигабайты, – продолжает Елена Суворова. – Можно ли в будущем эту технологию использовать на Земле? Мне видится, что да. И если это случится, то и качество интернета увеличится. Например, сейчас, если мы смотрим видео в режиме реального времени, есть вероятность, что картинка притормаживает, её качество страдает. А при использовании новой технологии такой ситуации не будет. И реализовать идею можно у нас, используя оборудование, изготавливаемое на отечественных предприятиях, например, на заводе в Зеленограде».

В университете также придумали, как настроить сеть, работающую по новым стандартам.

«Сейчас мы можем наблюдать тренд в мировом спутникостроении – ускорение процессов, все пытаются сократить сроки разработки, но нужны математические методы и алгоритмы, которые позволят это сделать. Наша технология позволяет автоматизировать процесс прокладывания маршрутов передачи данных через сеть. При ручной настройке каналы могут оказаться перегружены, данные будут запаздывать и теряться. Наша разработка поможет оптимальным способом передать информацию от одного устройства к другому на борту космического аппарата – без потерь и максимально быстро, вовремя, – поделился директор Центра аэрокосмических исследований и разработок университета Валентин Оленев. – Автоматизированная система позволяет получать первые результаты в течение нескольких часов».

Кстати: вещи с орбиты

  • Влажные салфетки. Российский космонавт Валерий Поляков в конце 1980-х годов на орбитальной станции «Мир» в течение 240 суток в качестве эксперимента пользовался только влажными салфетками. Со временем эту идею стали использовать и мы на Земле;
  • сублимированные продукты тоже впервые стали использовать в космосе. Как и таблетки в удобных блистерных упаковках;
  • антипригарное покрытие. Сковороды, которые стали неотъемлемой частью земных кухонь, на самом деле созданы по космическим технологиям.

Это интересно: «звёздные» специалисты

Когда мы говорим о становлении аэрокосмической отрасли, то вспоминаем таких мэтров, как Циолковский или Королёв. Однако в Ленинграде/Санкт-Петербурге тоже жили люди, которые очень многое сделали для освоения космоса.

Среди них – Михаил Сергеевич Рязанский (1909–1987 гг.), наверное, самый засекреченный из всех «главных конструкторов». Рязанский родился в царском Петербурге, но вскоре с семьёй переехал в Баку, а затем в Москву. Начинал он обычным монтёром, потом стал техником.

В 1931 году поступил в Ленинградский электротехнический институт и параллельно с этим занимался разработкой радиоприёмников для Военно-морского флота СССР.

Вклад Михаила Рязанского в аэрокосмическую отрасль России огромный, хотя сам он был очень скромным человеком и старался как можно меньше говорить о своих успехах. Рязанский занимался разработкой аппаратуры радиосвязи для ракет, радиосистем для баллистических ракет, а впоследствии для космических ракет-носителей, спутников, межпланетных станций. Был членом «Совета Главных конструкторов».

Высок его вклад и в дело создания первых искусственных спутников Земли.

Уроженец Красного Села Николай Алексеевич Пилюгин (1908–1982 гг.) был соратником Сергея Королёва. Он вырос в семье военнослужащего, но с детства тяготел к технике. После окончания 9 классов школы начал работать слесарем, а затем файнмехаником.

Окончив Бауманку, стал заниматься серьёзными научными исследованиями. Именно он разрабатывал системы управления ракет Р-1, Р-7 (выводивших на орбиту Спутник-1 и первого космонавта), руководил разработкой систем управления многих межпланетных станций, ракет «Протон», советского космического челнока «Буран».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.