Почётный полярник Боярский. Родился на Чёрном море, а жизнь связал с севером

Сохранение единственного в мире Музея Арктики и Антарктики и покорение Северного полюса – главное в жизник Виктора Боярского. © / Семён Лиходеев / www.globallookpress.com

Почётный полярник России, он участвовал экстремальных экспедициях, а его имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса.

   
   

Как Виктор Боярский связал свою жизнь с краем вечной мерзлоты? Что чувствовал на «макушке Земли»? И можно ли земной шар обойти… за две минуты?

Шёл первым

«Спасибо за профессию должен сказать отцу и Джеку Лондону, – говорит Боярский. – Хотя родился я на Чёрном море и семья долгое время жила в Батуми, отец – моряк, много рассказывал о своей службе. Мне тоже хотелось увидеть другие страны. Увлёкся я и книгами Джека Лондона. Он так здорово описывал в романах путешествия на собачьих упряжках, что я уже видел себя настоящим полярником».

Пройдёт совсем немного времени, и мечты начнут сбываться. Ещё студентом электротехнического института он поставил цель – стать сотрудником Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики. Написал заявление, и повезло – взяли. Молодой учёный занимался радиогляциологией – дисциплиной, изучающей снег и лёд во всех их проявлениях. И здесь другая удача – в том же1973 году его включили в состав 19-й советской антарктической экспедиции. 9 декабря они высадились на станции Молодёжная.

С тех пор на Северном полюсе он побывал более 80 раз. В 1988-м по меридиану вместе с такими же отчаянными пересёк Гренландию – самый большой остров на планете. Другому обжигающего ветра и бесконечных торосов хватило бы на всю оставшуюся жизнь, но для Боярского Гренландия стала лишь генеральной репетицией перед покорением другой «макушки». В 90-х он принял участие в легендарной экспедиции «Трансантарктика». Впервые в истории шесть человек из разных стран прошли через весь Антарктический материк, используя только силу мускулов и помощь ездовых собак.

При этом международная команда пересекла Антарктиду по наиболее протяжённому пути – через Южный полюс. Доказать невозможное вызвались представители шести государств – США, Франции, Великобритании, Японии, Китая (по одному от страны). Советский Союз представлял Виктор Боярский. Причём по опасному маршруту он шёл первым с компасом на груди. На лыжах и собачьих упряжках за 7 месяцев путешественники преодолели 6500 км! Во льдах встретили новый 1990 год. Впечатляющий «бросок» был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. При этом у Виктора ещё оставались силы, чтобы на привалах вести дневник, надиктовывая произошедшее за день на диктофон. Эти путевые заметки легли в основу его первой книги «Семь месяцев бесконечности».

Экспедиция имела в мире большой резонанс. Её участники были приняты президентами разных стран. Также – редкий случай – вместе с полярниками на приём к высоким особам были приглашены их боевые товарищи – ездовые собаки. «Хорошие ездовые – это личности, – уважительно говорит Боярский. – Честные, дружелюбные, настроенные на кропотливую работу. Они сбивали в кровь лапы, падали в расщелины, мёрзли в пургу, но упорно тащили сани с тяжёлым грузом. Для нас они настоящие герои».

   
   
Фото: www.globallookpress.com/ Семён Лиходеев

Земной шар… за две минуты?

«Трансантарктика» резко изменила судьбу петербургского учёного. Он стал профессиональным путешественником и начал организовывать туры к Северному полюсу. Кстати, на, может быть, наивный вопрос, что собой представляет Северный полюс, знаменитый полярник ответил так: «Это просто точка на льду океана. Вокруг неё – на все 360 градусов – сплошной Юг. Полюс постоянно движется и определяется только по приборам. В этом месте теряется понятие времени. Солнце светит не переставая с марта по сентябрь. Там живёшь в одном измерении со всей планетой. Одновременно находишься в Москве, Нью-Йорке, Токио. Можно спокойно обойти земной шар за 2 минуты. Так что ощущение космическое».

Правда и то, что экстремальные условия ломают человека. «Однажды у экспедиции заканчивались продукты, и я поймал себя на мысли, что становлюсь жадным и подозрительным. Казалось, с кем-то поделишься, самому потом еды не хватит. Если бы сказали, что со мной, выросшим в гостеприимном дворе в Грузии, случится такое, ни за что бы не поверил. Что уж говорить о тех, кто послабее», – признаётся полярник.

 Сделал он и ещё один вывод. Ошибается тот, кто думает, что Север – сплошной риск. Чаще преподносит неприятные сюрпризы как раз цивилизация. Люди в городах живут расслабленно, среди тепла, света и психологически не готовы к неприятностям. На полюсе же ты постоянно начеку, мобилизован, насколько позволяет опыт. Да, там бывает очень опасно – морской лёд всегда в движении, и даже спать нужно вполуха, иначе не ровен час окажешься под водой. Но там знаешь, чего ожидать, и готов к этому. А городская жизнь бьёт исподтишка. «Я уже давно сделал для себя вывод, что мускулы ничего не значат, – философски замечает Виктор. – Улыбка, взгляд – но не накачанный торс. Также с большим уважением отношусь к пожилым покорителям полюса. Как правило, это самые выносливые, дисциплинированные и активные члены группы».

Во время одной из экспедиций бизнесмен, молодой и успешный, стух через несколько часов. Испугался до дрожи, заявил, что никуда не пойдёт, что из таких льдов выбраться невозможно. Пришлось срочно отправлять его домой и менять весь маршрут. Случались и вовсе критические ситуации.

«С другом я попал в полярную пургу, шанс выбраться из которой – один на тысячу, – вспоминает Виктор Боярский. – Спаслись благодаря счастливой случайности. Нашли брошенный накануне кабель и по нему вышли к станции. Уже потом, когда буря улеглась, мы увидели, что ещё чуть-чуть – и очутились бы за пределами лагеря. А это – верная смерть. Так что 1 сентября 1976 года – мой второй день рождения!»

Удалось сохранить музей

Ещё одним делом его жизни стало сохранение единственного в мире Музея Арктики и Антарктики. Он стал его директором в 1998-м и возглавлял 18 лет. За это время посещаемость выросла вдвое. Уникальную экспозицию, где хранятся палатка Папанина, судовой журнал «Челюскина», череп мамонта и другие редкие экспонаты, собранные в результате исследований полярных регионов с XVIII века до наших дней, посмотрели тысячи человек. А когда музею, который находится в здании единоверческой церкви грозило выселение, не побоялся вступить в конфликт. 

Сегодня он пишет книги, возглавляет Полярную комиссию городского отделения Русского географического общества. Следит и за событиями в Арктике, где на международной арене негласно идёт настоящая схватка.

«В краю белых медведей многих привлекают природные богатства, – рассуждает полярник. – На шельфах Ледовитого океана сосредоточены 25% мировых запасов углеводородов. В Баренцевом море разведано богатое Штокмановское месторождение. Также здесь можно строить прогнозы, современные модели изучения непознанных явлений. Кроме того, Арктика – потенциальный театр серьёзных боевых действий. Поэтому неудивительно, что арктические государства – Россия, США, Норвегия, Дания и Канада – усиленно пытаются расширить зону своего влияния. При этом сегодня отношения складываются непросто, все страны, кроме нашей, – члены НАТО. А значит, с одной стороны, надо держать ухо востро, с другой – по возможности договариваться о кооперации».

16 сентября Виктор Боярский отметит 74-й день рождения. Чтобы он выделил для себя из своей необычной биографии?

«Главное, что сумел отстоять Музей Арктики и Антарктики, и он снова находится в родных стенах на улице Марата. Его хотели перенести в другое место, но мне и моей команде удалось «отбить» здание, сохранить экспозиции. То, что достиг полюсов, поставил рекорды, пересёк Северный Ледовитый океан, – тоже важно, но основное – музей. Знаю, что он очень нужен многим людям. И его фонды будут регулярно пополняться экспонатами, рассказывающими о наших новых достижениях в Арктике».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.