Профессор Татьяна Черниговская рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU о возможностях мозга и о том, как тренировать и развивать свои умственные способности.
Встроенная карта памяти
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: - Татьяна Владимировна, вы не раз говорили, что нужно научить мозг учиться. А как это сделать?
Татьяна Черниговская: - Очень просто: читать трудные книги. Потому что если мозг что-нибудь и не умеет делать - так это не учиться. Он всё время учится. Всё, что туда попало, там осталось. Если мы чего-то не помним, это не значит, что этого не помнит мозг. Он помнит всё! Поэтому нельзя иметь дело с плохими людьми, слушать плохую музыку, читать дурацкие книги. Мы боимся отравить желудок шавермой, но не боимся замусорить голову.
Мозг должен выполнять трудные задачи. При этом степень сложности для каждого своя. Если бабушка сидит на лавочке и решает кроссворд, для неё это трудная задача. А другой человек берётся за теорему, которую никто в мире ещё не доказал.
- Но сегодня многое делается как раз чтобы облегчить работу ума. Даже в школе классика даётся в сжатой форме.
- Если мы будем читать «Преступление и наказание» в виде дайджеста, то не на что жаловаться. С моей точки зрения, именно эти выжимки из классики - и есть одно из бесспорных преступлений. Достоевский писал не детектив про старушку, которую «кокнули». Этот роман - огромная, очень сложная книга. И если мы её сокращаем до «туда пошёл, с этим встретился, потом топорик взял…», то о чём говорить? Но всё зависит от того, какие у человека планы на жизнь. Родиться, съесть побольше всякой дряни и поскорее умереть? Если цель такая, тогда всё правильно. А если другая, дайте себе труд прочесть «Одиссею».
- Неужели у мозга бесконечная «карта памяти»? Может ли она переполниться?
- Нет, не может. Это гигантская нейронная сеть. У нас примерно 100 миллиардов нейронов в голове! При этом каждый из них может иметь от 50 до 100 тысяч контактов с другими частями мозга. Число таких связок - примерно квадриллион. Я даже не могу себе представить это число. Оно превышает количество элементарных частиц во Вселенной. При этом нейронная сеть - динамическая, она постоянно меняется. Каждую миллисекунду, в зависимости от того, куда я поглядела, что сказала, на ней пишется новая информация. Так что места хватит на всё. Другое дело, что система может перетрудиться. Но сообщу и положительную вещь: нервные клетки восстанавливаются! В мозге ничто не отмирает навечно.
Гениями - становятся!
- А можно ли на протяжении жизни тренировать наше серое вещество и развивать его так, чтобы и к старости сохранить ясность ума?
- Однозначного рецепта нет, но очень хорошим тренингом служат музыка и языки. Считаю, что всех без исключения детей нужно учить музыкальной грамоте. Мелодия творит с нейронной сетью невероятное: она приучает ухо, а точнее, мозг, отличать друг от друга очень тонкие вещи. Это ювелирная настройка сложнейшей системы, бесценные «инвестиции в будущее». И при прочих равных они значительно отодвинут у этого ребёнка момент «встречи с Альцгеймером».
То, что изучение языков и музыкальное образование тренируют нейронную сеть, подтверждено и научными исследованиями. Доказано: у людей, которые говорят больше чем на одном языке, память начинает снижаться на 4-5 лет позже.
- А как в эту схему укладываются талант, гениальность? Известно, что все дети одарены, но потом эти способности куда-то деваются.
- Гениями рождаются, но после не обязательно становятся. Ведь очень важно ещё попасть в хорошую среду. Если представить себе, что Моцарт появился бы на свет не в своей семье, а среди слесарей и токарей, то никакого творца могло и не получиться. Человек, которому повезло родиться гением, потом должен, как сумасшедший, работать и оказаться в хороших руках и обстановке, чтобы гением всё же стать.
Но если рассуждать о том, что заложено и что получилось, это как дискутировать о «курице и яйце». Мы не можем открутить жизнь в обратную сторону.
Я понятия не имею, кем могла бы быть. Поэтому у ребёнка должна быть возможность сыграть на всей клавиатуре. А после сказать: «Эти ноты я ненавижу, эти обожаю». Но для этого он должен всё попробовать.
Всё ещё человек?
- Вы также неоднократно предупреждали, что встревожены засильем виртуального в нашей жизни. Что именно беспокоит?
- Встревожен весь мир. Сегодня дошло до того, что люди перестают осознавать границу между реальным и виртуальным. А компьютерные программы становятся всё более блестящими. Созданы, например, костюмы, которые дают полный интерактив. Вы его надеваете, и там присутствуют запахи, слух и зрение, ощущения теплоты кожи… Вы ударили, вам ответили - всё это чувствуется... Но где же
реальность?
Уже выросло поколение, которое родилось в цифровую эпоху. Оно так и называется - «поколение Гугл». Приходишь в кафе, а там подростки за круглым столом. Они друг с другом разговаривают? Нет, каждый в своём телефоне. Кстати, может, они в это время как раз и общаются, посылая сообщение Пете, который сидит рядом, через Гавайи. В итоге у них нет навыка коммуникации, социального общения. У тех, что подросли, уже есть сексуальные проблемы. Ведь как они общаются в компьютере? «Ты мне надоел, я тебя выключаю».
А потом включаю… У компьютерных программ нет боли и нет смерти. Это кардинальные вещи. Никого не хочу пугать, но непонятно, что с этим делать. И это не будущее, а настоящее.
- А как реагирует на эту зависимость всесильный мозг?
- Есть работы, показывающие: у интернет-зависимых происходят изменения в сером и белом веществе. То есть физические сбои, и это действительно страшно.
Кроме того, уже сейчас можно на практике реализовать то, что раньше можно было увидеть только в голливудских фильмах! Например, внедрить в голову чип, который увеличит скорость протекания нервных импульсов. В итоге память улучшится, вы будете вне конкуренции, ведь компьютер не устаёт, не нервничает и так далее. Я постоянно задаю вопрос. Коленку заменили, тазобедренный сустав, печень, сердце… Поставили искусственный глаз, ухо и, наконец, вставили в голову чип, который делает вас умнее и быстрее. Это всё ещё человек?
- И при этом у каждого из нас в сумке лежит аппарат, который при необходимости позволяет точно отследить, где мы и что делаем…
- Да, известно, где вы сейчас находитесь, что ели на обед и сколько у вас денег на счету. Есть такой термин - «жидкий мир». Наша реальность становится призрачной. Также она стала сверхбыстрой, и многие даже не догадываются, насколько. Потому что мощные устройства, которые, например, скоро будут решать, начинать войну или нет, действуют в нанометрах и наносекундах. Мы оказались в мире, который не годится для жизни людей. И пусть вас не обнадёживает тот факт, что у механизма сидит специалист, который якобы пальцем нажимает кнопку. О принятом решении мы даже не узнаем.
- Что же может сделать отдельно взятый человек хотя бы для себя?
- Предохранительные меры просты и всем доступны: нужно расслабляться, не позволять рутине себя поглотить. Ходите в бассейн, посещайте кино и театры, читайте книги, побольше гуляйте… Играйте в снежки и падайте в сугроб. Можно и просто повалять дурака, полежать на диване, выпить бокал вина (улыбается). В этом ничего нет плохого. Главное - не добавлять себе страхов. Человек - существо разумное и найдёт силы противостоять миру абсурда.