Время развивать науку. Борис Авакян о Евразийском Союзе и образовании

Какие проблемы и задачи сегодня стоят перед Россией в рамках союза? - «АиФ-Петербург» спросил у Бориса Авакяна, учёного, работающего в сфере интеграционных проектов в рамках развития Евразийского Союза. 

   
   

Новые перспективы

- Борис Арменович, какие проекты Евразийского Союза сейчас наиболее актуальны для России и других участников?

Борис Авакян: - Перед бизнесом открываются очень интересные перспективы. Воссоздаётся возможность неразрывной технологической цепочки промышленных предприятий, как это было в Советском Союзе. В то время целый ряд предприятий производили разные части и продукцию, которые потом превращалась в конечный продукт. Было много производств-гигантов в разных концах республик. Эти связи разорвались с распадом СССР. Но в рамках Евразийского Союза у нас есть возможность снова объединить предприятия на территориях стран-участниц в единую промышленную цепочку. Это даст и сокращение себестоимости товаров, и более широкие возможности для развития именно промышленного сектора. Плюс Таможенный союз позволяет беспрепятственное движение товаров через границы. Это намного усиливает конкурентные преимущества стран-участниц, по сравнению с тем, что было раньше. В ближайшее время бизнес сам почувствует, насколько движение сырья и производства становится проще. Создание таких цепочек поспособствует и развитию импортозамещения. Если раньше акцент был на импорт, то сейчас стремимся сами поднять производство, сельское хозяйство на территории ЕАЕС зоны. Например, в Армении идёт активное инвестирование и кредитование парниковых хозяйств. Процесс только начинается и надо приложить максимум усилий, чтобы он шёл активнее и набирал обороты.

- Вы родились в Ереване, но давно живёте в Петербурге. На ваш взгляд, сегодня Армения и Россия - партнёры или нет?

- Безусловно, партнёры. В основном, конечно, все совместные усилия сосредоточены в экономической области. При этом упускается деятельность по совместным научным проектам. Хотя это очень важная и интересная сфера. В советский период общая система науки была едина, а после развала СССР ничего нового не создали. Сегодня страны Евразийского Союза снова пытаются интегрироваться в единое пространство, и создание совместных научно-исследовательских центров было бы логичным шагом.

Интеграция через знания

- Что мешает научному сотрудничеству?

- В Армении есть российско-армянский университет (славянский) - это единственное образовательное учреждение, экспериментальный образец совместной деятельности в области образования и науки.

   
   
Университет действует в Ереване с 1997 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В России таких совместных центров нет. Хотя их должно быть больше, и образовательных, и научно-исследовательских. В рамках Евразийского Союза было бы правильно всем странам-участникам иметь совместные образовательные учреждения. Именно через обучение интеграционные процессы пойдут гораздо быстрее и эффективнее. Молодое поколение будет получать знания по единой программе, их вектор целей и направление будут едины. И, закончив вузы, они укрепят связи стран между собой. В Советском Союзе это работало достаточно эффективно. Выпускники того же Университета дружбы народов разъезжались по своим странам, становились премьер-министрами, президентами, но сохраняли связи друг с другом и способствовали сотрудничеству государств. Таких вещей, пожалуй, сегодня не хватает всем странам Евразийского Союза.

- Сейчас в России курс на импортозамещение. В какой области здесь сотрудничество с Арменией могло бы стать более эффективным?

- Основные актуальные направления сегодня в области прикладной математики. Это сильная и живая отрасль, в рамках которой было бы интересно сотрудничать. Сегодня в Армении достаточно сильны технические вузы, есть хорошие специалисты и преподавательский состав. Эту отрасль там активно развивают. Есть много компаний занимающихся прикладной математикой, даже западных. Так, Apple пользовалась услугами аутсорсинга армянских программистов. С другой стороны, в России мало собственного программного обеспечения, мы вынуждены покупать его за рубежом. ПО можно было бы создавать как раз на базе совместных научно-исследовательских центров.

Время растить кадры

- Ваш дед - Борис Петрович Авакян - был выдающимся учёным советского времени. Что с его достижениями, открытиями?

- Они используются во Франции и в Италии, но все патенты на авторские права были проданы. Одним из главных его достижений была технология по утилизации отходов виноградарства и виноделия для получения белково-витаминного продукта. Она позволяла использовать конечный продукт, который получен в процессе производства вина - жмых, как кормовую добавку. Раньше его просто выбрасывали. Были и другие разработки, все они успешно применяются, но, к сожалению, в других странах. Это типичная ситуация для многих достижений и открытий Советского Союза.

- Эксперты часто говорят о том, что наука в России не развивается, а скорее топчется на месте …

- Сегодня идёт недофинансирование фундаментальной науки. Никакие корпоративные проекты не потянут её развитие, вкладывать в него может только государство. При этом основная проблема всех стран Евразийского Союза - острая нехватка кадров. В 90-е годы западные страны переманили наш научный потенциал. Советский Союз был очень силён в этой области и намного опережал США. Другое дело, что Западу удалось применить и внедрить в гражданский оборот те технологии из военно-промышленного комплекса, которые они разработали в ходе холодной войны. Возможно, именно благодаря научным кадрам, которые они вывезли из нашей страны.

Сегодня идёт недофинансирование фундаментальной науки. Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня на многие проекты выделяется большое количество денег, но нет специалистов, которые могли бы их реализовать. Мы это наблюдаем на примере ГЛОНАСС, Роскосмос. Остались только специалисты советского образца в преклонном возрасте. И, к сожалению, им замены нет. Идёт кадровая разруха. А воссоздание и пополнение кадрового потенциала необходимо начать с образовательной деятельности. У нас огромное количество университетов экономического и юридического образования, но по фундаментальной науке - три, максимум, пять, таких заведений. Да и, по сути, некому давать знания студентам. Люди занимаются выживанием, а не образованием.

Стратегический союз

- Вы выступаете за создание «Союза молодых учёных» стран, входящих в Евразийский Союз. Он помог бы дать толчок для развития науки на постсоветском пространстве.

- Именно. За последние 20 лет популярность науки среди молодёжи упала. Можно встретить мало людей, которые мечтают стать физиками, микробиологами или биохимиками. А на самом деле это важные для страны и общества профессии. И без учёных в области фундаментальной науке мы не сможем нагнать технологический разрыв с другими странами. Отсюда и шантаж, который мы наблюдали в прошлом году со стороны США по поводу того, что они перестанут поставлять комплектующие или оборудование для нефтедобывающей отрасли. Если мы сейчас не заложим фундамент для создания новых образовательных программ, центров и популяризации среди молодёжи именно научных профессий, то не сможем преодолеть технологический провал. Для России стратегически важно растить молодые кадры, у которых будут амбиции и желание реализовать себя в области фундаментальной науки и технологий. Без этого техно-отставание будет только расти. Чем скорее это произойдёт, тем лучше.

Например, многие лекарства и таблетки мы закупаем заграницей, то есть, зависим от Запада. Если поставки вдруг прекратятся, то у нас может просто начаться эпидемия. При этом на разработку одного фармацевтического препарата уходит 10 лет. Это огромный труд и усилия многих учёных, химиков, вливание больших капиталов. И для того чтобы через несколько лет начать своё производство, кадры надо создавать сегодня.

Наука должна интегрироваться в общество. Фото: Commons.wikimedia.org

При этом наука должна интегрироваться в общество. Нужны публикации, обсуждения, связь с научным миром. Раньше было много научных изданий, а сегодня один-два журнала. Союз учёных даст возможность им объединиться, общаться, обмениваться опытом и мнениями. Он придаст популярность тем, кто будет заниматься фундаментальной наукой. И, в конце концов, привлечёт молодёжь на стратегически важные для страны профессии.

Смотрите также: