Сила - в благодарности. Как наставнику не выгореть и сохранить потенциал?

личный архив

Наставник ведёт за руку и щедро делится мудрым опытом, но как же сильно рискует он выгореть, сломаться, потерять веру в себя и людей. При всех рисках безопасная тропинка на этом широком пути существует. О ней spb.aif.ru рассказала наставник молодых студентов и литераторов, кандидат психологических наук Екатерина Огарёва. 

   
   

Когда человек вырос

Для Екатерины Огарёвой сцепка педагог-психолог – необходима. Ведь как педагог ведёт человека к знаниям, так и психолог сопровождает его на пути психологического становления. И психология в её практике проросла в деятельность преподавательскую и наставническую. При этом, по её словам, наставничество, которое на рынке услуг ценится высоко и стоит очень дорого (от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей в зависимости от сферы деятельности) часто не оплачивается должным образом. Но это не бьёт людям по рукам, они всё равно готовы делиться и помогать даже на общественных началах. 

Екатерина Огарёва: Я преподаватель и психолог-консультант, наставник и организатор мероприятий для других наставников, ведь работа с людьми требует большой отдачи, – рассказывает Екатерина Огарёва. – Наставник сам прошёл серьёзный путь, хорошо в нём ориентирован, у него есть богатый опыт, он этим опытом готов делиться. Не делать при этом из наставничества самопрезентацию успешных практик. Скорее вглядываться в того, кого он сопровождает, подсказывать человеку лучшие решения. Такое внимание к другому человеку, готовность вкладываться в него чревато риском выгореть и разочароваться в себе. Если результатов своего труда не видно, человек уже отошёл в сторону, связь не поддерживает, он вырос из вашего общения и пошёл дальше. А ты остался и не понимаешь – ушли от тебя, потому что ты не смог помочь или потому что он напитался от тебя, и в тебе больше нет потребности? 

Жанна Данилова, spb.aif.ru: И на этом этапе уже самому наставнику нужна помощь?

Да, ведь, получается, что вкладываешь от души своё время, силы, веришь в кого-то. 
А он потом исчезает. Поэтому наставникам нужна поддержка – психологическая, мотивационная и методическая. Уверенность в себе зависит напрямую от того, насколько ты хорошо владеешь инструментом. Опыт есть, но как им грамотно поделиться, так подать, чтобы он стал понятен, приемлем и работал на конкретного человека? Отсюда возникает внутренняя потребность и, наверное, уже общественная обязанность помогать и тем, кто тоже стал наставником.

— А как связана ваша литературная деятельность и наставничество?

— Сейчас мы делаем литературный фестиваль имени Анны Ахматовой, и ведь её жизнь – тоже история про наставничество. Многие знают Анну Андреевну как поэта, переводчика, литературоведа. Но она ведь была и наставником. Вспомните знаменитых «ахматовских сирот» – Бродский, Найман, Бобышев, Рейн – её ученики. Эти поэты в своих воспоминаниях часто обращаются именно к ней. Она для них стала значимой фигурой, которая давала обратную связь, поверила в них, вывела в творческую среду. И одна из площадок, где мы продолжаем историю преемственности, наставничества – на писательских дачах в Комарово. И в рамках фестиваля есть программа для литературных наставников, педагогов и организаторов, которые работают с молодыми авторами или, что немаловажно, воспитывают читателей. Для того, чтобы методически подпитать, показать, как люди это делают, какие изменения происходят индивидуально и в общественном плане. Нас в этом поддержал комитет молодёжной политики. 

   
   

В творческой среде важны наставники для того, чтобы человек не подражал кому-то, а нашёл свой путь, аутентичный способ выражения, не шаблонил. Наставник помогает услышать свой голос, выразить его правильно, индивидуально, красиво, мастерски. 

Пройти через тёмную комнату

— Вы преподаёте в вузе. Разве не каждый педагог ещё и наставник?

— Нет, здесь такая система: куратор плюс наставник. Первокурсникам сложно на первых порах быстро адаптироваться в системе университета после школы. И, по статистике, к концу первого семестра вылетает наибольшее число студентов именно потому, что они не поняли, не справились, растерялись. В этот критический период им нужна поддержка. Для этого есть кураторы – это студенты старших курсов, которые прошли спецподготовку, они работают на командообразование, учебную адаптацию и так далее.

Также за ними закрепляется наставник, опытный преподаватель, который, возможно, читает у них какой-то курс. Наставник – это про изменения мышления и преодоление, борьбу с противоречиями. Здесь личностный компонент силён, когда вникаешь в чужую проблему, с тобой делятся личным, порой бытовым, переживают и так далее. Моя задача – вернуть человеку его уверенность в себе и пройти с ним вместе какую-то часть пути. Для этого наставник должен быть взрослый, устойчивый, мудрый. Не навешивать ярлыков, не штамповать, не рассуждать стереотипно. Суть в том, чтобы приглядеться, услышать и понять страх человека, взять его за руку и провести через тёмную комнату. Там уже просторно, светло и понятно, куда идти дальше самому. 

— Интересно, вы при этом не упоминаете слово ученики, хотя они у вас есть.

— Да, я бы выбрала слово «попутчики». Когда видишь их результат, их горящие глаза, это потрясающе. Мне повезло в этом плане: я могу видеть итог относительно быстро, ведь каждый год ребята защищают дипломы. Написать эту работу – большой путь, на котором много сомнений и страхов не справиться. Руководитель работает не с текстом исследования, а с человеком. И вот когда в результате выходит статья или студент защищает на пятёрку, а ведь он не верил, что у него получится в самом начале, – Столько эмоций, как это прекрасно, и всё не зря! Он поверил в себя, радуется, фотографируется с дипломом, и ты к нему сопричастен. Волшебное чувство.

Эстафета наставничества

— Что же вам помогает совмещать два больших и серьёзных направления – писательскую организацию и преподавание?

— Ориентиры: вера, уверенность в том, что делаешь. Для нашей российской традиции важна мудрость. Это умение подняться над ситуацией и видеть дальше и глубже. Помогает хорошее понимание себя. Легко выгореть тогда, когда ты не понимаешь, кто ты. А если чётко встал на свой путь и делишься опытом не потому, что нужно что-то или получить статус, а просто занимаешься своим делом – то уже легче. Ты помнишь, что было тяжело тебе самому, и вместо того, чтобы стремительно вырваться вперёд, оборачиваешься и протягиваешь руку, помогая другим людям подняться на ступень выше. Веря, что чем больше вас вместе идёт, тем лучше будет общий результат. В этом потоке происходит обмен, в нём не выгораешь, но обогащаешься. 

И на этом пути очень важный момент – преемственность и благодарность тем, кто был до тебя, помог тебе прийти в эту точку. И если не всегда можно отблагодарить их напрямую, можно то же самое передать следующему поколению. Когда действуешь из благодарности, это уже другая энергия. Тогда человек не опустошается, а наполняется. Понимаешь, что впереди большой и длинный путь, за твоей спиной наставники, в будущем тоже они будут, и это дело не закончится.

Благодарности учит и наша православная вера: в молитвах утренних мы благодарим и просим за наших «начальников, наставников, благодетелей». Это важная часть сознания – просить и благодарить каждый день Господа за то, что у тебя есть родные, которые о тебе заботятся, за благодетелей и наставников – будто эти люди даются нам свыше. И принимать их нужно с благодарностью.

— А кого из своих наставников вы благодарите, кто сильно повлиял на вас?

— Здесь можно составить длинный список. Прежде всего, благодарю родителей и ближайшее окружение. Мне повезло, в нашей семье более четырёх поколений педагогов, поэтому мне есть чем гордиться и на чей опыт опираться. В профессиональной сфере – мой научный руководитель Алексей Николаевич Кутейников, начальница – Инна Александровна Ветренко, потрясающий политолог, политтехнолог, доктор наук, которая очень много мне дала в управленческом плане. Я себя почувствовала не только педагогом, но и медийным экспертом, администратором. Это ведь тоже часть наставничества: дают задачу, которая в моменте кажется невыполнимой, а руководящий в тебе не сомневается, он видит твой потенциал и знает, что тебе по плечу. Это и мои коллеги-психологи. В литературной сфере я нашла питающую среду, для меня это объединение «Молодой Петербург», и получается, что мои же коллеги-соратники тоже становятся мне наставниками. 

Досье
Екатерина Огарёва. Родилась в 1984 году. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Президентской академии, активист и организатор образовательных мероприятий Совета молодых литераторов СПР. Поэт и прозаик. Лауреат III ежегодной Межрегиональной поэтической премии имени Н. Н. Благова в номинации «Верность традиции». Лауреат премии «Молодой Петербург – 2020» в номинации «Проза».