Примерное время чтения: 8 минут
298

Талант или призвание? О том, как становятся настоящим учителем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты - Петербург 08/08/2023

О важности профессии учителя можно говорить долго. Но как привлечь молодёжь в школу и почему учителя быстро выгорают? Об этих и других проблемах мы поговорили с доцентом кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, доктором психологических наук, педагогом-психологом высшей категории Романом Демьянчуком.

Найти идеального учителя

Елена Банокина, spb.aif.ru: Роман Викторович, изменились ли задачи школы и роль учителя в XXI веке?

Роман Демьянчук: Глобально нет: учить и воспитывать. Как и сто лет назад, школа имеет для формирования личности ребёнка не меньшее значение, чем семья. Учитывая важнейшую роль педагога, нужно внимательно выбирать тех, кто поступает в педагогические вузы, а затем идёт в школу. Но на деле этого механизма нет.

Действительно, пока психологических критериев отбора абитуриентов нет, и трудно сказать, появятся ли в ближайшем будущем. Но да, было бы неплохо ввести механизм профессионального отбора, основанный на психологическом исследовании человека. Это позволило бы точнее оценить возможности абитуриента, его способности и склонности.

Периодически профессиональная общественность обсуждает введение ряда дополнительных критериев для отбора поступающих, но забот в образовании так много, что используются уже привычные, отработанные механизмы поступления в вузы.

Но если представить, что тестирование перед поступлением в педагогические вузы появится. По каким критериям можно было бы отбирать будущих студентов?

По уровню психологического здоровья, эмпатии, эмоционального интеллекта и с учётом особенностей личности. Но хочу отметить, что тестирование всё равно не могло бы дать полную картину: ответы человека на многие тесты зависят от того, насколько он умеет контролировать себя и понимает социальную желательность ответов. Так что мы бы смогли выявить специфические особенности развития личности, но чёткого результата, который бы показывал, что этот абитуриент никогда не сможет быть учителем, а этот станет гениальным педагогом, не получить.

На мой взгляд, сейчас эффективно выявлять будущих абитуриентов через педагогические классы, волонтёрство, молодёжные движения. Там старшеклассники могут примерить на себя роль наставника и понять, могут и хотят ли они работать в сфере образования.

Если на этапе поступления сложно понять, сможет ли человек стать учителем, то на 3–4-м году обучения это возможно?

Современная система подготовки подразумевает разностороннюю педагогическую практику. Помогают и классические методы психодиагностики – наблюдение, беседа. На основе этих данных уже можно увидеть, у кого есть склонность к преподавательской деятельности, воспитательной или организаторской работе. Иногда мы видим, что из студента не выйдет вовлечённого учителя, зато он станет отличным методистом или исследователем. Задача направить студента по наиболее подходящему для него пути.

Учитываем, что всё-таки в педвузах не столь часто оказываются люди уж совсем не расположенные к работе в сфере образования.

В педагоги от безысходности?

По каким причинам сегодня идут в педагогические вузы?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно опираться на исследования. У меня таких данных нет, поэтому буду опираться на то, что я знаю, исходя из практики.

Среди студентов есть те, кто видит своё призвание в том, чтобы быть учителем. Часто это люди из педагогических династий и те, которые имеют лидерские качества и склонны вести за собой, объяснять, убеждать. Есть те, кто идёт в педагоги, зная, что у них будут социальные гарантии, постоянная работа, возможности развиваться в профессии и регулярно при поддержке государства проходить дополнительную подготовку. Встречаются и те, кто выбрал педвуз ради интеллектуального развития. Подготовка в таких университетах очень серьёзная, и ряд студентов, например, по направлению «Иностранный язык», выходят из вуза с таким багажом знаний, который позволяет работать не только в школе, но и, к примеру, переводчиком. То же самое касается других специализаций.

Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

Есть мнение, что в педагогические вузы и школы идут от безысходности.

Так действительно было в постперестроечные годы: кто-то не мог поступить в модный вуз и шёл в пед. Но сейчас, к счастью, всё изменилось: если посмотрим на глобальные рейтинги российских вузов, то увидим, что проходные баллы в педагогических университетах высшей категории сопоставимы с проходными баллами престижных технических. Мы видим множество прекрасных студентов в педвузах, блистательных учителей в школах, которые знают, что именно в школе у них есть и всестороннее развитие, и возможности совмещать практику с научными исследованиями, и даже административный рост вплоть до федерального уровня.

Сегодня профессия учителя уверенно поднимает свой социальный статус, и объявленный 2023 год Годом педагога и наставника – это один из механизмов его укрепления.

Да, есть ряд педагогов, которые уходят из школы и больше туда не возвращаются. Обычно это люди, которые только на практике осознали, что психологически не могут работать с детьми. Но это не критично – они же приносят пользу обществу в других сферах, а некоторые продолжают работу в системе образования, но на иных позициях (например, со взрослыми обучающимися или в системе управления). И чем раньше такая категория людей будет уходить из школы, тем более высококлассный педсостав будет оставаться, который готов и способен работать с подрастающими поколениями.

Но разве только неспособность работать с детьми является причиной ухода из школы? А как же выгорание?

Это тоже есть. В Петербурге проводились исследования, в том числе в академии постдипломного педагогического образования, показавшие, что во многом молодые педагоги уходят из-за высокой нагрузки. Они не могут справиться с ней из-за недостаточного уровня психологической готовности. Всё-таки, чтобы учитель стал учителем, нужно, чтобы он минимум три года работал только по специальности. Не классным руководителем, не ответственным за праздники, не замом замдиректора, а именно учительствовал. Но наша школа склонна предлагать молодым педагогам дополнительные возможности. А наши педагоги склонны соглашаться, полагая, что справятся благодаря молодости, запалу, энтузиазму, нестандартному видению. Однако психофизиологические ресурсы не безграничны. Поэтому через год-два молодые коллеги начинают выгорать, сомневаться, переживать и уходят из школы. Чтобы этого не происходило, необходимо, чтобы был высокий уровень зарплаты у молодых учителей, и высокий уровень самосознания у представителей администрации и более старших коллег.

Не перейти черту

Выгорание приводит не только к увольнению. Но и ожесточению к детям. В соцсети просачивается немало историй, когда учителя ведут себя по отношению к ученикам некорректно: унижают, могут ударить. Как с этим бороться?

К сожалению, в помогающих профессиях, к которым относится работа учителя, выгорание сопровождается дистанцированием, а в запущенных случаях и ожесточением и неадекватным характером взаимоотношений. Это нужно профилактировать. Для чего есть механизмы и программы, в том числе и административной поддержки, психологического сопровождения. Многое зависит от стратегии управления коллективом. Если у администрации школы есть добрая воля на то, чтобы помогать своим учителям и не давать им работать на износ, тогда подобных ситуаций меньше. В то же время у учителя могут быть личностные особенности, которые предрасполагают к быстрому выгоранию.

Есть ли черта, которую учитель переходит и должен оставить профессию?

Прежде всего, это действия, которые предусмотрены законодательно – уголовным, административным кодексами. Но многие случаи нужно рассматривать индивидуально. Одно дело, если учитель ошибся, его ошибка не повлекла за собой серьёзных последствий и может быть исправлена. Другое – если он целенаправленно негативно воздействовал на ученика.

Какими навыками и талантами должен обладать учитель?

Для того чтобы быть учителем, нужно очень много номинальных талантов: владеть предметом в совершенстве, методиками и технологиями обучения, быть коммуникабельным, дружелюбным, но уметь соблюдать дистанцию, чтобы эффективно решать педагогические задачи. Продолжать можно до бесконечности.

Настоящий учитель – это некая совокупность разных интеллектуальных и личност-
ных качеств, которые позволяют человеку с увлечением и вниманием относиться к своему делу. Если учителю самому нравится предмет, если он действительно любит и умеет учить, сам готов непрерывно учиться и делиться своими знаниями – тогда он и становится профессиональным педагогом.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах