Такси-агрегаторы. Кто отвечает за безопасность и как избежать нападения

Поездка в такси уже давно перестала быть роскошью. Количество машин с шашечками на улицах Петербурга растет - этот особенно востребованный в пандемию транспорт обходится ненамного дороже поездки в общественном. Вместе с тем все чаще пассажиры сталкиваются с неадекватным поведением того, кто сидит за рулем вызванной машины. Как защитить себя?

   
   

Порнографический вояж

Неписаные правила безопасности гласят: нельзя ловить такси на улице, и лучше воспользоваться официальными сервисами. Однако и это не гарантирует, что поездка пройдет гладко. Так, 11 января 23-летняя Мария вызвала авто через интернет-приложение, чтобы добраться до «Пулково». По дороге в синем KIA начали происходить странные вещи - сначала водитель Гуломжон задавал пассажирке неприличные вопросы, а после включил порноролик на телефоне и начал ласкать себя.

«Он интересовался: «Откуда ты, чем занимаешься, сколько зарабатываешь», но я в основном игнорировала вопросы, - вспоминает девушка. - Потом услышала неприличные звуки. Подумала: кажется. Но нет - таксист начал спрашивать очень откровенные вещи, рассказывал о сексе и делал непристойные жесты руками. Пришла в голову мысль: только бы со мной все было хорошо, ведь средств самообороны не ношу. Стало не по себе, когда мужчина резко сменил маршрут, а потом и вовсе остановился. Он расстегнул ширинку, прибавил на видео звук и стал ублажать себя. Будто морально меня насиловал!»

Физически таксист девушку не тронул - довез ее до пункта назначения и скрылся. Пострадавшая написала в службу поддержки компании, через которую вызывала машину. Там водителя пообещали от работы отстранить и подарили пассажирке промокод на три поездки. Но воспользоваться ими Мария не собирается.

«Да, ему ограничили доступ, а мне вернули деньги за поездку. Но ведь этот человек может вновь начать работать, под другим аккаунтом или в другой компании!» - негодует она.

Девушка обратилась в полицию, и решением суда Гуломжона признали виновным в мелком хулиганстве, за что тот получил пять суток административного ареста.

Мария еще легко отделалась. В декабре 2020-го водитель изнасиловал 43-летнюю пассажирку. А год назад неосторожно уснувшая в машине женщина была ограблена и чудом не стала жертвой насильника. Еще один случай произошел буквально на днях - таксист сорвал с клиентки золотую цепочку и вытолкал из авто. От действий неадекватных «водил» страдают и мужчины: так, в начале января клиент получил от шофера удар ножом, а в ноябре прошлого года у 37-летнего гостя Северной столицы отобрали 300 тысяч рублей и выбросили его прямо на дорогу… В своих аккаунтах в интернете горожане регулярно рассказывают, как им приходилось ездить с пьяными таксистами и (или) упрашивать их надеть маску, потушить сигарету, убавить громкую музыку. Почему же на злостных нарушителей нет управы?

   
   

Что делать и с кого спрашивать

В пресс-службах компаний, организовывающих поездки, дежурно отвечают - мы не набираем автомобилистов для работы.

«Мы - IT-платформа, связывающая пассажиров и водителей, - объясняют почти везде, куда мы обращались с запросом. - А перевозки осуществляют партнеры-таксопарки, которые и привлекают шоферов на службу. Именно они должны контролировать соблюдение всех необходимых требований законодательства, включая наличие у того, кто садится за руль, необходимого стажа и действующего водительского удостоверения. Перед выходом на линию, чтобы получить путевой лист, людям необходимо пройти медицинский осмотр, а автомобилям -технический».

Однако закон не снимает ответственности и с самих «связывающих пассажиров и водителей» служб.

«Был период, когда суды отказывали пассажирам в исках к агрегаторам со ссылкой на то, что они лишь информационные посредники, - объясняет заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета НИУ ВШЭ - Санкт-Петербурга Никита Иванов. - В развитие данного подхода в 2018 году был принят Закон об агрегаторах, который возложил ответственность за ненадлежащее исполнение договора на непосредственного продавца (подрядчика, исполнителя). По данному закону владелец агрегатора отвечает перед потребителем, только если это будет прямо предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (подрядчиком, исполнителем). Данное правило распространяется на владельцев любых электронных торговых площадок.

Однако применительно к сфере пассажирских автоперевозок Верховный суд занял более строгую по отношению к владельцам агрегаторов позицию, разъяснив (постановление Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 г.), что те обязаны нести ответственность за вред, причиненный пассажиру, если при заключении договора у пассажира могло сложиться впечатление, что он заключает договор непосредственно с владельцем агрегатора. Этот документ повлиял на дальнейшее развитие судебной практики - в последние годы появилось немало примеров, когда пострадавшим клиентам такси удавалось привлечь владельца агрегатора к ответственности. В большинстве таких дел речь шла о возмещении имущественного или компенсации морального вреда, причиненного их жизни или здоровью вследствие ДТП с участием такси»

Что делать, если вы пострадали во время поездки на таксомоторе? Юристы советуют, не раздумывая, идти в суд и добиваться компенсации.

Гарантий не дадут

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов: «Сейчас этот рынок делят между собой агрегаторы. А они не отвечают за водителей. Получается так: «Такси N» дает заказ, а выполняет его водитель, числящийся в некоем ИП. Что это за ИП, как там отбирают сотрудников, есть ли этот отбор вообще - неизвестно.

Как-то я ради эксперимента устроился в такси. Показал документы, взяли сразу. Никаких проверок. Конечно, когда организация доверяет водителю машину, его проверяют повнимательнее. Но если автомобиль свой - вас могут принять на работу и дистанционно.

С другой стороны, шоферов в такси сейчас требуется очень много, из-за этого критерии отбора явно снизились - они могут взять любого гостя из стран СНГ с правами, научить работе с навигатором и отправить в рейс.

С появлением агрегаторов мы получили удобство - такси приезжает быстро. Но есть и побочный эффект - отсутствие ответственности. По закону перед выходом на линию таксист должен проходить медицинский, а машина - технический осмотр. На практике водители получают пачку отштампованных врачом путевых листов, заполняют сами и едут.

Поэтому нужно законодательно закрепить статус агрегаторов. Сейчас они не отвечают за произошедшее в поездке. А как только агрегатор начнет нести ответственность, то и уровень обслуживания подтянет. А то сейчас как? Сели в машину с подозрительным водителем - ваша проблема.

Кто нынче за рулем? В советские времена это была профессия с хорошей оплатой и жестким отбором, экзаменами. Сейчас в такси, как правило, попадают люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, многие рассматривают эту профессию как временный источник дохода. Их навыки управления автомобилем оставляют желать лучшего, город они не знают. И более того - не всегда понимают, что работают в сфере услуг, а отсюда - хамское поведение».

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Комментарий: Будьте готовы защищаться!

Эксперт по безопасности Михаил Алмаз: «С неадекватными людьми нельзя вступать в конфликт - оскорбления, обидные высказывания могут заставить их перейти к силовым воздей-

ствиям. В то же время, если человек уже начал делать что-то противоправное, как в случае Марии, молчать нельзя. Немедленно требуйте остановить машину и выходите из нее. Едете в такси - садитесь на заднее сиденье, там безопаснее.

В начале поездки девушке лучше позвонить (или сделать вид, что звоните) и сообщить, где она находится, на каком авто едет и когда примерно будет на месте. Некоторые, перед тем как сесть в машину, фотографируют номера. Этого делать не стоит - может вызвать негатив водителя, насмешки и, как следствие, конфликт.

Опасную ситуацию всегда лучше предупредить. Помните: если показалось, что человек неадекватен, - вы не ошиблись! Избегайте оставаться с ним. Тактично откажитесь от поездки, мол, планы изменились, срочно надо выйти. Не бойтесь выглядеть глупо! А если водитель не выпускает из машины, заблокировал двери - выбивайте ногами окна. Важно делать это в людном месте, а не когда вас завезли непонятно куда.

Это важно: что делать, если на вас напали в машине

Ситуация выходит из-под контроля, водитель перелезает к вам на заднее сиденье, начинает домогаться, хватать? Специалисты советуют:

  • разворачивайтесь к насильнику ногами;
  • не раздвигая ноги, лягающими движениями бейте что есть сил;
  • хорошо, если у вас увесистая обувь, - это добавит ударам тяжести.