Такси давно уже перестало быть средством передвижения исключительно состоятельных граждан. Большой компанией порой даже выгоднее добраться до пункта назначения на машине. А таксисты продолжают пользоваться уловками, чтобы получить за поездку больше денег.
Совместно с юристом в сфере защиты прав потребителей Сергеем Мавричевым «АиФ» разбирает основные проблемы, с которыми сталкиваются пассажиры, и рассказывает, как защитить свои права в автомобиле с «шашечками».
Цена поездки выросла
Одна из самых частых жалоб - внезапное увеличение стоимости поездки, когда доходит до оплаты. Человек заказывает такси по телефону, оператор называет ему стоимость в 200 рублей, но по факту оказывается, что отдать придется больше. Доказать пассажиру свою правоту будет сложно, потому что цену озвучили устно. Выход один - заранее договориться именно с таксистом о размере суммы и оплатить поездку сразу же - во избежание недоразумений.
Если же вы заказываете такси через приложение, можно сделать скриншот заказа - там всегда указывается сумма перевозки. Покажите ее водителю перед началом пути и оплатите проезд.
Нет сдачи
Тоже распространенная ситуация: водитель говорит, что отдал все наличные предыдущему клиенту. Это может быть правдой, а может - намеком на чаевые. Оставлять таксисту сверхоплату вас никто не обязывает. Статья 786 ГК РФ говорит, что перевозчик должен иметь сдачу.
В таком случае нужно объяснить, что вы готовы заплатить, но не переплачивать. Например, поездка обошлась в 150 рублей - вы протягиваете водителю две купюры по 100, но у водителя нет наличных. В таком случае вы вправе оставить ему сотню и уйти.
Важно, что нельзя высадить пассажира, если тот готов платить, а у водителя нет сдачи. В Гражданском кодексе четко прописано: «Отсутствие разменной монеты не может быть отказом в договоре перевозки».
Кстати, не вправе таксист и отказываться от мелких купюр и монет. Центробанк (статья 27) четко обозначает, что официальная денежная единица России - рубль. И неважно, монета это или купюра.
Везет окольными путями
Вы знаете, что добраться до точки назначения можете прямо по этой улице, никуда не сворачивая. Но таксист думает иначе - везет через дворы, в объезд, и в итоге стоимость поездки вырастает.
Федеральный закон номер 69 гласит, что все легковые машины, работающие в службе такси, должны быть оснащены таксометром. Этот прибор позволяет рассчитать плату за проезд с учетом пройденного расстояния. Водитель обязан включить прибор в тот момент, когда пассажир сел в машину. Но, как показывает практика, сейчас практически нет такси с этими приборами. Чаще всего сумма устанавливается по району, улицам, длине маршрута. В таком случае лучше заранее обговорить стоимость, а потом позволить везти вас так, как удобнее таксисту.
Нет детского кресла
Согласно правилам, перевозка несовершеннолетних до 12 лет должна осуществляться только при помощи детских удерживающих устройств. При этом законодательных норм, обязывающих таксистов и автопарки иметь в машине детское кресло, нет. Поэтому если водитель отказывает вам в проезде, потому что у него нет защиты для детей, он действует правильно.
Требует деньги за ожидание
ФЗ 69 от 21 апреля 2011 года четко трактует, что бесплатный период ожидания такси составляет 15 минут. К сожалению, наши таксомоторные компании на практике это не соблюдают. Многие ссылаются на внутренние уставы фирмы. Конечно, у каждого юрлица такие могут быть, но они не должны противоречить законам РФ. За 5-10-минутное ожидание клиент платить не обязан.
Кроме того, таксисты из популярных приложений порой идут на хитрость: нажимают на кнопку «ожидание» еще в момент выполнения другого заказа. Заявите о подобном нарушении оператору и откажитесь оплачивать это время.
Ждет в другом месте
Ответ прост: обязанность таксиста - подъехать к указанному при заказе адресу. При этом автомобиль должен стоять именно у конкретного дома, ожидание у нужной парадной - это уже дополнительный уровень сервиса. Закон говорит только про улицу и здание.
Лайфхаки для тех, кто пользуется мобильным приложением.
Секрет первый: как сэкономить. Город разделен на зоны, и порой вызвать такси к дому номер такой-то дороже, чем ждать машину у торгового центра через дорогу. Причем разница может доходить до 100 рублей! Прежде чем нажимать на значок «заказать», попробуйте переставить его на 100 метров вбок - возможно, уехать оттуда будет выгоднее. Экономия на поездке хоть и несущественная, но приятная.
Секрет второй: как не потерять свои «звезды». У некоторых операторов рейтинг есть не только у водителей, но и у пассажиров. Потерять его легко, причем даже пытаясь помочь водителю. Например, таксист заказ принял, а потом понял: везти вас он не хочет и просит отменить заказ. Якобы сам он сделать этого не может. Не поддавайтесь на такие уловки - ваш рейтинг пострадает. Если подобная ситуация происходит, звоните диспетчеру и объясняйте проблему.