В нашу редакцию обратилась петербуженка Елена, которая стала свидетелем того, как «цивильный» европейский шоппинг превращается в самую обычную толкучку, базар.
«В последнюю субботу августа я решила приодеться к осени, а заодно купить разные мелочи по хозяйству и отправилась в «Мегу» и «Икею» - те, что на Дыбенко, - рассказывает Елена. - Благо, у нас от «Ломоносовской» ходят бесплатные автобусы. В первый такой бесплатный автобус я не вошла — он ушел, набитый подзавязку. Уже это должно было меня насторожить. Но тут подошел второй автобус, и я вместе со всеми начала его «штурмовать». Надо сказать, давно я не видела, чтобы люди так грубо вели себя — в толпе разве что не материли друг друга».
Оказалось, что в этот день, предшествовавший концу лета и началу нового учебного года, в самые крупные питерские магазины приехало просто гигантское количество покупателей. Даже постоянные посетители «торгового рая» поражались: «Такое ощущение, что здесь весь город».
Порядком устав от хождения по огромным торговым залам, от «простаивания» в длинных очередях закусочных, люди спешили заплатить за покупки и вернуться домой. Но путь домой оказался более проблематичным, чем дорога сюда.
«Мое разочарование началось с очередей в кассы «Икеи», - продолжает наша читательница. - Очереди были просто километровые. Двигались они в час по чайной ложке. Уставшие дети хныкали, дрались, да и взрослые были раздражены. Уверена, нам не пришлось бы стоять по полчаса, если бы в тот день работали все кассы. Но увы, примерно четверть из них не функционировала. Глядя на это безобразие, кто-то в толпе вздохнул: «Магазин иностранный, сервис русский»»...
Еще больше занервничала покупательница, когда вышла на остановку. Внушительная толпа говорила о том, что автобусов не было давно — ни платных, ни бесплатных. Народ всматривался вдаль, но транспорта так и не было.
«Некоторые отправлялись пешком, - расказывает Елена. - Я же побежала на самую первую остановку - «Мегу» - и чудом втиснулась в один их желтых автобусов. Домой приехала поздно вечером, меня там уже потеряли. На обратную дорогу вместо 15 минут ушло больше часа. Вот и думай в следующий раз: либо экономить деньги, отправляясь в «Икею», либо экономить время и делать покупки возле дома».
Статистика — дело святое
Почему работа гипермаркетов не была скорректирована с учетом такого количества покупателей? Мы решили обратиться за комментариями.
Получить их оказалось не так-то просто. В «Икее», куда мы адресовали вопрос по поводу работы касс, корреспондента 78.aif.ru «футболили» от отдела к отделу. Дежурный менеджер отправил на кассовую линию, там сослались на отдел маркетинга... Там, в свою очередь, заявили, что принимают обращения только в письменном виде через фирменный сайт. Правда, ответ прислали, как и обещали, ровно через 24 часа. И что же в нем было написано?
«Планируя количество открытых касс, мы учитываем статистику по посещению магазина предыдущих лет, - пишет начальник информационного центра «Икеа» Анастасия Ястребова. - Последняя суббота августа, по статистическим показателям прошлого и позапрошлого года не являлась "пиковым" днем, поэтому мы не открывали максимальное количество касс.
Работа кассира связана не только с приемом денежных средств, но и с обработкой важной финансовой документации, такой как проведение кредитов, прием кредитных карт и обслуживание корпоративных клиентов и т. п., что требует повышенного внимания и ответственности. К сожалению, количество сложных случаев невозможно предусмотреть на каждый конкретный день, что приводит к увеличению времени ожидания покупателя».
Вот так. Раз статистика говорит, что нету «часа пик», значит, его действительно нет...
А вот какой комментарий мы получили по поводу транспорта (за него отвечает «Мега»):
Чтобы увеличить эффективность перевозок, нами был разработан график движения транспорта, согласно которому промежуток между автобусами в будние дни составляет 7 минут, в часы пик - 10 минут, а в выходные дни - 5 минут. Однако к сожалению, напряженная транспортная ситуация не всегда позволяет соблюдать установленный график.
Для того, чтобы обеспечить дополнительные возможности транспортировки наших посетителей, мы заключили соглашения с местными транспортными компаниями о введении дополнительных маршрутов мини-автобусов по маршруту МЕГА Дыбенко –Ленинский проспект».
И опять статистика, которая говорит не в пользу покупателей. К тому же магазин намекает: ваше счастье, что хоть такой, но автобус есть... Всегда считалось, что в России две беды. Неужели к ним добавился еще и плохой сервис?