Об истоках болезни
Каждый, кто хоть раз бывал у Билетно-кассового центра (БКЦ) Московского вокзала, знает, что здесь в любой час и день можно приобрести билеты на самые напряженные направления независимо от меры пессимизма, транслируемого "телевизорами" системы "Экспресс-2". К вам обязательно подойдут три-четыре молодых человека - на оперативном жаргоне "билетчики" или "билетеры" - и предложат свои услуги.
О перекупщиках громко заговорили прошлым летом. Россияне наконец оправились от последствий дефолта и возобновили дальние поездки к родственникам и на курорты. Поскольку МПС больше интересует количество товарняков - пассажироперевозки для них убыточная статья (по крайней мере, сами они именно так считают), появился дефицит плацкартных полок. В обстановке давки, духоты и тотального отсутствия билетов нахальные предложения спекулянтов могли вывести из себя кого угодно. По слухам, из себя вышел кто-то из высокостоящих. Хотел тещу на море отправить, а билетов-то нет. И брони нет, даже у начальника вокзала. В итоге теща все-таки уехала (с большим трудом), но когда высокопоставленный ее провожал, столкнулся с "билетчиком". Отчего, понятное дело, пришел в ярость. Перекупщиков осудили и постарались разогнать. Хотя бы на время. А тут зима с ее новогодними выходными да каникулами. В период очередного билетного бума транспортная милиция решила провести очередную спецоперацию и даже название придумала ей соответствующее - "Билетер". Вдруг кто еще из городских чинов опять кого-то провожать будет. Или встречать.
Не спекуляция, а комплекс услуг
Они всегда на посту и видно их за версту. Более того, смею утверждать, что многие "билетчики" работают в контакте с той же транспортной милицией. Так, милиция не видит "билетеров" в обмен на возможность больше знать с их помощью.
Суть нехитрых приемов, которые используют "билетчики", проста и в принципе уголовно ненаказуема. По крайней мере на текущий момент. Одним из видов цивилизованного сервиса является предварительное бронирование билетов. Но поскольку жизнь - игра, планы пассажиров порой меняются. В кассах снятие брони на высвобождающиеся билеты происходит в определенные часы - за сутки, за 8 часов, за 3 часа и за час до отправления. Опытные путешественники стараются именно в такие моменты оказаться у заветного окошечка. Так же поступают и "билетеры": главное - заранее узнать паспортные данные клиента и вовремя занять очередь. Часто перекупщики действуют сообща.
За время прошедшей операции "Билетер" милиция изловила более трех десятков злодеев. Каждый из них за свою услугу плюс билет брал не по-божески - 10-15-кратную стоимость от номинала. При этом некоторые спекулянты умудрялись попадаться до 8 раз. О чем это говорит? Правильно, о том, что назвать спецоперацию эффективной нельзя. А все потому, что в нынешнем УК нет статьи, карающей за собственно спекуляцию (раньше была - "скупка и перепродажа товаров или иных предметов в целях наживы", УК РСФСР от 1961 г). Справедливости ради следует отметить, что "Билетер" и впустую не прошел - сегодня "билетчики" на Московском вокзале не бросаются на первого встречного и не раздражают простых граждан, мечтающих стать пассажирами, не переплачивая за плацкарту. Вместо этого высматривают кого-нибудь посолиднее и побогаче: кому нужно срочно и за любые деньги.
Меры и размеры
К такой сдержанности "билетчиков" приучила статья 158 Административного кодекса - мелкое хулиганство в общем и навязчивое приставание к гражданам в частности, штраф до 0,5 МРОТ. Сумма ничтожная, но, увы, только такая мера и нашлась у правоохранительных органов против перекупщиков. Хотя бывают исключения. Обычно при задержании спекулянты говорят, что у них нет документов. Потерял, и все тут. И вот одному из них, по прозвищу Таран, предложили помочь оформить паспорт. Тот согласился, написал заявление и подписал все соответствующие бумаги. После чего на десять дней отправился: в приемник-распределитель для лиц БОМЖ. Мера, как оказалось, гораздо более неприятная, чем штраф в размере 100 рублей.
"Билетчики" - те, что непосредственно орудуют на вокзалах, погоды не делают. Например, летом из Петербурга каждый день отправляется около 45 тысяч пассажиров. И при этом десятки туристических и прочих фирм могут бронировать билеты для своих клиентов. Нередко количество забронированных мест превосходит в несколько раз число клиентов. Отсюда возникает дефицит. А пока есть дефицит и спрос - обязательно появится предложение. Но железная дорога, похоже, подошла к ситуации с другой, более привычной стороны. И подняла цены на 30 %.