Лучше, чем бухгалтером!
Если вы когда-либо ездили на электропоездах, наверняка сталкивались с контролерами. Большинство пассажиров их, конечно, не любит. В народе почему-то сложилось мнение, что не покупать билет на пригородный поезд - в порядке вещей. Никто не пытается поехать зайцем в маршрутке или полететь на самолете. А вот в электричке - пожалуйста.
Сегодня Октябрьская железная дорога прилагает массу усилий, чтобы свести количество безбилетников в электричках к минимуму. Сначала на всех вокзалах, а потом и на многих крупных станциях были установлены турникеты. Работа по их внедрению продолжается по сей день. А с марта контролерам разрешили самим продавать билетики. Для этого у каждого появились миниатюрные контрольно-кассовые аппараты. Благодаря нововведению зайцев стало намного меньше.
Необходимо отметить, что железная дорога приложила немалые усилия не только к устранению зайцев, но и к отбору контролеров. Перед тем как начать работать, необходимо пройти трехмесячные курсы, а по окончании сдать зачет. Сегодня по электричкам ходят в основном женщины. К каждой группе прикреплен охранник, ведь агрессивных пассажиров не убавилось, да и сумма у хрупких женщин за день накапливается немаленькая. Самые криминальные электропоезда - вечерние по рабочим дням, когда подвыпившие трудяги возвращаются домой. До рукоприкладства доходит редко, охрана не дремлет.
- Бывают разные случаи, - говорит контролер с большим стажем работы Любовь Гудкова. - Молодые огрызаются, старики ворчат. Но в целом люди вокруг приветливые, да и знаем друг друга уже давно в лицо. Я на направлении Витебский вокзал - Пушкин уже 3 года тружусь. Работа интересная. Гораздо лучше, чем моя предыдущая - бухгалтером!
Иностранцы впадают в ступор
Работают контролеры по 12 часов два дня через два. Маршруты им разрабатывают так, чтобы не приходилось мерзнуть на остановках в ожидании следующего поезда. Кстати, если пассажир сомневается в подлинности проверяющего, он имеет полное право потребовать показать жетон с номером и удостоверение.
Проведя день с контролерами, понял, насколько это непростая работа. В электричках - толпы народа, в проходах не протолкнуться, жарко, поезд качает. На обход вагона дается всего несколько минут: нужно проверить билеты, собрать с зайцев плату за проезд, пробить чек и отсчитать сдачу. Многие пассажиры задают вопросы, на все надо ответить. Самый часто задаваемый: когда остановка Пушкин?
- Сотни туристов проезжают мимо, потому что не понимают, что Детское Село - это и есть Пушкин, - сокрушается Любовь Ильинична. - Так жалко смотреть на иностранцев, которые сначала впадают в ступор, а потом в ужасе начинают метаться по вагону. Приходится успокаивать, объяснять, как им сесть на обратную электричку, и на пальцах показывать, сколько остановок проехать.
А еще пассажиры часто возмущаются тем, что электрички ходят переполненные.
- Ругаются и не понимают, что отчасти виноваты сами! Ведь по статистике электрички ходят полупустыми, оттого что люди не платят за проезд полностью. Большинство покупают билетик на одну-две зоны, чтобы пройти через турникеты. А льготникам лень взять в кассе бесплатный билет. Вот и получается, что на бумаге электропоезд после пары остановок пустеет, а на самом деле едет битком набитый.