Примерное время чтения: 6 минут
545

На железной дороге должны работать железные люди

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 10/12/2003

Трудно найти человека, который ни разу в жизни не видел железнодорожные составы. Но мало кто думает о людях, которые эти составы водят, - они не на виду. Иные думают: "Вот тупая работа - знай по рельсам шпарь да создавай пробки на переездах".

Солдатская доля

Ох как они заблуждаются! Совершенно не тупая это работа. Она такая острая, что не задремлешь на ней - как и в фирменном кресле машиниста электровоза, которое, вероятно, разработано таким образом, чтобы не терять бдительность. Чуть поудобнее на нем устроишься - оно катапультирует седока. Хорошо если рядом есть помощник машиниста - поможет подняться. А если вместо него крепко спит солдат-срочник?

Откуда солдаты на гражданском локомотиве? Проясняет эту загадку машинист Сергей Иванов (настоящее его имя мы вынуждены скрыть).

- Солдаты у нас работали три месяца помощниками машиниста. Голодными ездили - им давали на поездку по 2 банки рыбных консервов, но вторую банку солдат имел право открыть только в том случае, если он ночевал в поездке. Многие машинисты, когда узнавали, что едут с солдатом, то брали из дому еду для него. А эти солдаты ничего не умели. Это же срочники из железнодорожных войск, из учебки, их просто привели в кабинет по охране труда, они там расписались в журнале, им объяснили, как подниматься на электровоз и спускаться. Никакого обучения они не проходили. Работали в форме, у них ведь другой одежды нет. Вернее, как работали - спали всю дорогу, ему же ничего не доверишь. Положено по инструкции, чтобы в электровозе было 2 человека. Но солдатам там неплохо. У них нет строевой, их никто не мучает. Это нам плохо - машинисту необходим помощник.

Комментарий диспетчера по локомотивным бригадам ТЧ-7 депо "Санкт-Петербург Сортировочный Московский":

- Эти солдаты и есть помощники машинистов. Все прошли медкомиссию и допущены к работе. Они все умеют. К нам какие претензии? А вы вообще откуда об этом узнали?

Халтурщики с ядерных поездов

Сергей продолжает:

- Их к нам прислали потому, что не хватает помощников машиниста. Зарплата маленькая, а работа тяжелая, часто ночная, без выходных. Если выработать норму, в среднем это в месяц 160-170 часов, то будет выходить чистыми на руки 8-9 тысяч. Чтобы нормально заработать, приходится накручивать часы - работать больше нормы, например, я в ноябре наездил без выходных 230 часов.

- Первый раз вам таких помощников прислали?

- Срочников - первый раз, больше 20 человек их было. А раньше присылали курсантов из военного института железнодорожного транспорта. А в Киришах подрабатывали люди из ракетных войск, там служат машинисты и помощники, офицеры, они работают на специальном поезде, который возит ядерное оружие. А срочники вообще бесплатно работали. Им давали 200 рублей в месяц, а 100 рублей забирали на "ротные нужды".

- Вы пытались протестовать?

- На планерке об этом говорилось, но кто будет слушать простых работяг? Недавно на планерке начальник ОЖД говорил, что знает, какая у нас тяжелая работа. А если бы он залез на электровоз, посмотрел бы, в каком они находятся состоянии - дворники не работают, двери там, как в сарае в деревне. Стекла кое-где выбиты камнем, вставляют простые стекла, они не по размеру, везде щели, мы их сами затыкаем всякой ветошью. Если дождь идет, все это течет вниз, на панель электроприборов. Электровозы эксплуатируют на износ. Это еще пассажирские локомотивы, которые все-таки на виду, лучше выглядят, а мы как бы на задворках.

Комментарий отдела кадров депо "Санкт-Петербург Сортировочный Московский":

- У всех этих солдат есть диплом или свидетельство об окончании лицея или техникума, они все помощники машиниста. Их призвали в железнодорожные войска, вот они и служат так. Им нужна практика по вождению электровозов, а нам нужны помощники машиниста, мы заключаем договор, они у нас и ездят. Вранье, что они ничего не умеют. Это вам машинисты, как у нас говорят, рака за камень заводят. Машинисты просто не умеют ими руководить. А что плохо солдат кормят - это не наша вина, а армии, мы их и так в нашей столовой кормим, правда, деньги вычитаем из зарплаты помощника машиниста, потому что всю остальную зар-плату забирает армия.

Инструкции и реалии

Сергей Иванов рассказывает, что не раз его локомотив ломался в пути:

- Машинист должен в любой ситуации выйти из положения, как угодно. Но все зависит от грамотности машиниста, от его умения составить аварийную схему. Ставишь эти перемычки, чтобы как-то обойти предохраняющие реле, на свой страх и риск. По инструкции сказано, что заводскую схему нарушать нельзя. А если поезд вызывает у всех задержку движения? И так, и так мы будем наказаны. Если тяговый двигатель сгорит, то могут повесить.

- В каком смысле?

- Ну, стоимость двигателя выплачивать будешь. Если схему нарушил и выяснится, что можно было по-другому сделать, - "повесят". Ведь по инструкции дается всего лишь 40 минут, чтобы определиться в такой ситуации, - сделать самому или же вызвать вспомогательный локомотив. Если больше - то будет очень плохо с машинистом. Такие инструкции учитывают не реальные условия, а идеальные, и пишутся в красивых кабинетах. Одна связь наша чего стоит - как в войну, только что ручку не крутишь, чтобы связаться. Трубки у нас расколоты, изолентой или веревкой перемотаны, заедает в ней все, стучишь, кричишь, ничего не слышно. О какой безопасности движения можно тут говорить?

- Дорога заинтересована в том, чтобы помощников было больше?

- Да, но для этого надо поднять им зарплату. Стоимость перевозок у нас имеет такие же тарифы, как и по всему миру, а условия труда несравнимы. Зарплата наша - это просто пособие по безработице. В Америке машинист получает больше 6 тысяч долларов в месяц и он только в своей кабине сидит, не касается устройства. Он следит за дорогой, за скоростями движения, чтобы вовремя затормозить, отправиться. А неисправности устраняет специально обученный человек, отвечающий только за оборудование. У нас же машинист должен знать и делать все, как конструктор.

Комментарий отдела кадров:

- У нас полностью укомплектован штат локомотивных бригад. А что порой бригад не хватает - так это не мы виноваты, а другие службы железной дороги. Скажем, до Бабаева и обратно бригада должна обернуться за 30 часов. А там или простой, или еще что, вовремя вернуться не успевают, нужна еще одна бригада, а где ее взять? Так что без солдат не обойтись.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах