5150

«Буду ездить на такси, пока есть деньги». Петербуржцы о жизни после теракта

Сюжет Теракт в петербургском метро. Подробности
После теракта в метро горожане штурмуют автобусы
После теракта в метро горожане штурмуют автобусы / Елена Данилевич / АиФ

Первые эмоции и паника после трагедии, произошедшей в петербургском метро, схлынули. Перед жителями города встал насущный вопрос – как жить дальше? Несмотря на то что все станции метрополитена работали на следующий после взрыва день в обычном режиме, Петербург встал в 9-балльных пробках. Такой была первая реакция людей на страшные события – петербуржцы просто побоялись спускаться в подземку.

«Все под Богом ходим»

Кирилл К. работает на Кировском заводе. На работу добирается по самой загруженной «красной» ветке метро, где в часы пик просто не протолкнуться.

«Если обычно я беру метро штурмом, то сегодня утром в нем было пусто. Никогда такого не видел! - Рассказал мужчина. – Немногочисленные пассажиры угрюмы и насторожены, с подозрением поглядывают на попутчиков. Кстати, дочь-студентка наотрез отказалась спускаться в подземку. Отправилась в институт на маршрутках с несколькими пересадками».

На вопрос, почему он сам рискнул воспользоваться метро, мужчина пожимает плечами: «Мы все под Богом ходим. И все смертны. Где гарантия, что если я пойду пешком, мне на голову не упадет кирпич. Или лихач на автомобиле не собьет меня на тротуаре, как это случилось на днях». (1 апреля на Дальневосточном проспекте иномарка вылетела на тротуар и насмерть сбила двух прохожих – прим. авт.)

Светлане Т. также пришлось ехать утром в офис – от станции метро «Петроградская» до «Московских ворот», как раз по той самой синей ветке, на которой произошла трагедия.

«Добраться на наземном транспорте было просто нереально – пришлось бы ехать часа два, - объясняет она. - Было очень неприятно спускаться в метро, но что делать? Жизнь продолжается».

«Был вынужден спуститься в подземку на следующее утро после трагедии – добирался на работу с севера на юг города, - рассказал Денис П. - Ощущение было жуткое, учитывая, что почти каждый пассажир держал в руках свежую газету с черным квадратом, иллюстрирующим материал о состоявшемся накануне теракте. В какой-то момент в вагон зашел какой-то странный мужчина с большой темной сумкой. Я долго успокаивал себя, но нервы не выдержали – вышел и сел в следующий поезд. Конечно, прежнего ощущения безопасного петербургского метро больше нет, но другого быстрого и доступного способа добраться до нужной точки вовремя в огромном мегаполисе пока не придумали. Придется почти каждый день спускаться под землю, осознавая, что наверх можно уже не подняться».

«Безопасно, но тяжело психологически»

Кстати, все спецслужбы работают сегодня в Петербурге в режиме повышенной готовности. На каждой станции на входе и у рамок пассажиров встречают несколько полицейских. Людей с крупными сумками осматривают (правда, на окраинах города гораздо спокойнее, чем в центре – на глазах нашего корреспондента несколько молодых людей с рюкзаками спокойно прошли мимо стражей порядка, их никто не проверил). Внизу в вестибюлях станций также находятся правоохранители. Несмотря на это, большая часть обычных пользователей метро все же предпочитают пока его избегать.

«Я понимаю, что с точки зрения безопасности сейчас, наверное, самый благоприятный период в метро, - говорит Наталья К. – Много полицейских, мало людей, все насторожены. Это потом снова расслабятся… Но мне чисто психологически тяжело заходить в подземку. Знаю, что буду ехать и постоянно думать о тех несчастных, что пострадали при взрыве».

Елена В. и вовсе не уверена, что еще когда-нибудь сядет в вагон метро: «Я очень впечатлительный человек. Боюсь летать на самолете, например. Когда произошла трагедия, мне позвонила подруга и мертвым голосом сообщила, что в теракте погибла ее мать. Потом, спустя несколько часов, выяснилось – это была ложная информация, нелепая ошибка какая-то. Но это было очень страшно! Буду терпеть неудобства и добираться на работу на маршрутках. Или даже на такси, пока хватит денег».

«Не увлекайтесь соцсетями»

Алексей Демьяненко, врач-психотерапевт, заведующий Городским Психотерапевтическим Центром, рассказал «АиФ», как помочь себе справиться с фобией:

«После таких событий многие примеряют ситуацию на себя. Во-первых, не надо поддаваться панике. Верьте сообщениям только из официальных источников. Так, вчера в сети появлялась информация о целых пяти бомбах! Второе: если чувство тревоги не проходит - надо обратиться к специалисту, тем более что консультацию и помощь психолога, психотерапевта или психиатра можно получить абсолютно бесплатно в городских психотерапевтических центрах и диспансерах по месту жительства.

В-третьих, не забывайте - жизнь продолжается. Как бы цинично это не звучало. Подумайте, какова вероятность повторения подобного и того, что именно вы вдруг окажетесь в эпицентре событий? Ничтожно мала! Попытайтесь расслабиться, не думать о плохом, сосредоточиться на позитивных мыслях.

Конечно, уместна разумная подозрительность к вещам и гражданам в метро. Обращайте внимание на то, что происходит вокруг. Это поможет и в том случае, если кому-то станет плохо в подземке. Подойдите и спросите человека, нужна ли ему помощь. Возможно, он напуган, как и вы, или даже больше! Не увлекайтесь социальными сетями, где расписывают произошедшее, выкладывают фотографии, сопровождают рассказы эмоциональными словами и детальными описаниями. Это будет подпитывать ваш страх. Лучше на время отказаться от такого рода информации».

Миллионы – на бессмысленные «рамки»?

Задаются сейчас люди и таким вопросом – а почему теракт не предотвратили? Ведь все станции оборудованы дорогостоящими металлоискателями. Горожан уверяли, что это - гарантия безопасности. Выходит, просто обманывали?

По предварительным данным, для подрыва в питерском метро террористы использовали самодельное взрывное устройство мощностью около 800 грамм в тротиловом эквиваленте.

«На такую массу металла детекторы, несомненно, должны были среагировать, - считает Александр Гусак, экс-начальник антитеррористического подразделения ФСБ. - На рамках на входе в метро есть световое табло, где встроено несколько лампочек. Если металла много - зажигается целая шкала, и подозрительного человека должны проверить. Правда, при условии, что табло вообще включено. Не исключено, что взрывное устройство мог пронести кто-то из обслуживающего персонала. Значит, его пропустили или целенаправленно, или по халатности».

«Сотни миллионов рублей из бюджета города были потрачены на обеспечение мер безопасности в метрополитене, - говорит депутат Заксобрания Борис Вишневский. - Все свелось к бессмысленным «рамкам», где никого не проверяют. Тем более - в час пик, когда это практически невозможно, а металл в карманах или сумках у всех - ключи, телефоны, монеты и так далее. В итоге «рамки» только мешают проходу, но никак не усиливают безопасность. Что и подтвердилось самым страшным образом».

Парламентарии уже направили письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, в котором просят ответить на ряд вопросов. Например: Каков объем бюджетных средств, выделенных, начиная с 2010 года на обеспечение безопасности в метрополитене? Какова эффективность оборудования, установленного за счет этих средств? Сколько попыток совершения террористических актов было предотвращено при помощи этих устройств?

Ответов на них с нетерпением ждут все жители города на Неве.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах