Уже 1 июля 2020 года в Петербурге заработает новая маршрутная сеть, где сократятся дублирующие маршруты, расширятся границы действующих, а проездные, в том числе и социальные, будут действовать на любом маршруте.
Станут ли пассажироперевозки от этого комфортнее, безопаснее и цивилизованнее? Или в очередной раз поднимется цена, а качество услуг останется прежним?
Минус лишь двести
Один из авторов новых правил, заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Оператор перевозок» Дмитрий Процкий, на встрече с горожанами в администрации Василеостровского района сообщил, что реформа стала следствием изменений федерального законодательства.
«В 2015 году в силу вступил закон № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров, - уточняет чиновник. - Согласно нему, перевозчики не только в Северной столице, но и во всех регионах страны к лету 2020 года должны перейти на новую схему работы. Будет два новых вида маршрутов - с регулируемыми (социальными) и нерегулируемыми тарифами».
Обновленную схему транспортной сети со всеми изменениями должны начать внедрять уже осенью - так Смольный дает участникам рынка время на подготовку к работе в новом формате.
Главным результатом реформы станет ликвидация более 200 коммерческих маршрутов. Сейчас в Петербурге их более 600, в следующем году это число сократится до 362. Дублирующие уберут совсем, а порядка 70 (19 % от общего числа) пойдут по другим схемам. Тендеры на обслуживание новых «веток» планируется провести уже осенью.
Сегодня, согласно исследованию СПб ГКУ «Оператор перевозок», социальные маршруты обслуживают чуть более половины общего пассажиропотока. Остальным приходится пользоваться маршрутными такси, что не дает горожанам шанса воспользоваться льготами. Специалисты считают, что если коммерсантов оставить, будет высока вероятность демпинга, когда, снизив цены, но не предоставляя при этом необходимого качества услуг и условий безопасности, они «переманивают» львиную долю пассажиров к себе.
Травмы и скорость
О том, как обеспечивается такими перевозчиками безопасность, говорят бесконечные происшествия, которыми пестрят криминальные сводки. Люди регулярно травмируются в разнокалиберных маршрутках. К примеру, в последних числах июля женщина вылетела из коммерческого автобуса, дверь которого водитель внезапно открыл на полном ходу. Теперь она в реанимации. Другая история - семь человек упали от резкого торможения.
Тем не менее отказываться от маршруток совсем Смольный не намерен. Чтобы сделать передвижение по городу безопасным, чиновники предлагают транспортным «коммерсантам» работать по схеме с регулируемыми тарифами, то есть перейти в разряд социальных.
Руководитель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин рассказал, что маршруты предполагается распределять через госзакупки.
«Водители коммерческих автобусов останавливаются там, где их попросят. Такого не должно быть. Это небезопасно и препятствует движению общественного транспорта», - подчеркивает он.
Новая система, по его убеждению, сможет урегулировать вопрос. А работа по согласованию обновленной маршрутной сети уже ведется. Ожидается, что ее усилят работой трамваев и троллейбусов. К тому же в результате реформы петербуржцы смогут пользоваться своими льготами без ограничений.
«Обидно, когда стоишь на остановке, ждешь автобус, а подходит маршрутка, которая нас, пенсионеров, бесплатно не берет, - сетует петербурженка Валентина Шинева. - Надеюсь, после введения новых правил автобусы будут ходить чаще».
Контроль за работой
Эксперт в сфере транспорта и логистики Илья Зенчин также считает, что весь транспорт в городе давно должен работать по одним правилам.
«Я не думаю, что будут проблемы с нехваткой машин - говорит он. - Крупные перевозчики до следующего лета расширят свои парки. Перед ними поставлена задача закупить новые машины не старше 2018 года выпуска. За счет этого на оставшихся маршрутах будет курсировать больше техники. Так удастся уменьшить интервал движения».
Предполагается, что в целом перевозчики на обновление автопарка потратят более 20 млрд руб. Однако городская администрация обещает возместить эти расходы в ближайшие годы. Между тем, по новым расчетам, 10 млрд должны вернуться в бюджет в виде налогов.
Также усилится контроль за работой перевозчиков - мониторинг выполнения рейсов и соблюдения расписания будет вестись постоянно.
Что касается опасений коммерсантов за выручку на новых маршрутах, чиновники уверяют - риски по прибыли при фактическом пассажиропотоке на сети заложат в региональный бюджет и из него будут компенсировать затраты за километры транспортной работы. В бюджет перевозчики должны будут направлять и все доходы, а уж оттуда им будет перечисляться плата за километраж - вне зависимости от того, сколько людей они перевезли.
Кстати, перевозчики смогут претендовать на бонусы - если количество пассажиров превысит определенную сумму. Но это необходимо будет прописать в контрактах.
Дорожные паразиты
Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин:
«Грядущую реформу я расцениваю как еще один шаг к цивилизованной транспортной системе в Петербурге. Не стоит воспринимать общественный транспорт как бизнес. Это неотъемлемая часть городской инфраструктуры. А маршрутки паразитируют, опережают расписание своего социального соперника, тем самым оттягивая на себя пассажиропоток. В итоге на пользу это идет только владельцам коммерческих маршрутов, а пассажиры, город проигрывают. Конкуренция уместна на этапе проведения конкурсов на обслуживание тех или иных маршрутов, дальше она заходить не должна».
Нездоровое соревнование
Пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова:
«В ходе реформы исключат дублирование так называемых «социальных» маршрутов «коммерческими». И мы, конечно, это приветствуем. Во-первых, это прекратит на маршрутах нездоровое соревнование между перевозчиками. Во-вторых, увеличатся скорость движения транспорта и безопасность, поскольку посадка и высадка будут производиться только на остановочных пунктах. Отметим, что сегодня более 80 % нашей маршрутной сети дублируется.
Предприятие, со своей стороны, обновляет подвижной состав, а также постоянно ведет работу по комплектованию штата водителей для выполнения дополнительной транспортной работы, которая будет нам поручена.
«Пассажиравтотранс» планирует за свой счет купить 200 автобусов в рамках собственной инвестиционной программы: 100 транспортных средств, рассчитанных на 100 пассажиров, и 100 двухсекционных «гармошек», позволяющих одновременно перевозить до 163 человек. Это самая крупная за последние годы партия, ее стоимость оценивается в 3,4 млрд рублей. Для всех автобусов обязательны низкий пол, приспособленность для маломобильных пассажиров, высокий экологический класс двигателя (не ниже Евро-5), оборудование для бесконтактной оплаты проезда и зарядные устройства для телефонов. Технику ждем в период с октября 2019 по март 2020 года».