Вскоре от чиновников последовал второй пакет предложений - о корректировке ещё 38 маршрутов. Эти инициативы могут больно ударить по пассажирам.
Для кого оптимизация?
Санкт-Петербург и Ленинградская область - близкие соседи, связь между которыми в основном обеспечивается пассажирскими автобусами. Для большинства небольших населённых пунктов они - единственный доступный вид транспорта. Всего между субъектами Федерации курсируют 314 маршрутов с фиксированной стоимостью проезда и с сохранением всех предусмотренных законом льгот. Из них 142 дотируются из городского бюджета, 172 - из областного. Ежегодно ими пользуются около 26 миллионов человек.
Поэтому предложение петербургского комитета по транспорту об отмене 68 маршрутов и корректировке ещё 38 прозвучало неожиданно. Председатель ведомства Александр Головин обосновал его экономией бюджета до 1,5 млрд руб. Но как быть с обычными людьми, которые могут оказаться фактически отрезанными от мира?
Взять, к примеру, посёлок Ропша, который находится в 30 километрах от Петербурга и в 12 - от Красного Села. С Северной столицей его соединяют пять автобусных маршрутов. Зимой ими пользуются около тысячи местных жителей, а летом - десятки тысяч дачников из города. По планам чиновников, в октябре 2019 года из пяти маршрутов отменят три: № 443, 458А и 481.
- И как мне добираться до города? - возмущается местная жительница, пенсионерка Антонина Скроботова. - Сейчас я могу доехать и до Красного Села, и до Ломоносова, и до Петербурга. Если автобусы отменят, мы станем невыездными!
Социальная ошибка
С идеей коллег областные чиновники не согласны. Но и субсидировать направления, оказавшиеся под угрозой, не намерены - дополнительных денег в бюджете на ближайшие три года не предусмотрено.
- Речь идёт о сокращении социальных маршрутов, в которых нет как таковой коммерческой составляющей, - говорит директор автотранспортного предприятия «Барс-2» Андрей Заботин. - Город хочет отказаться от их финансирования и передать области. На каких условиях? Если область не найдёт деньги, сопоставимые с теми, что платились раньше, сомневаюсь, что кто-то из перевозчиков захочет участвовать в ближайшем конкурсе на обслуживание этих маршрутов.
Руководители транспортной отрасли Ленобласти считают сокращения большой социальной ошибкой.
- Мы ответили отказом на данное предложение, - заявил начальник областного Управления по транспорту Павел Постовалов. - 38 маршрутов, включая автобусы во Всеволожск, Гатчину и Кудрово, являются удобными для пассажиров, поэтому регион не считает нужной какую-либо редакцию направлений, включая изменение путей следования, смену остановок или их отмену. Упразднение 68 межрегиональных маршрутов, которыми ежегодно пользуются почти семь миллионов человек, мы также не поддерживаем.
Закрыть или скорректировать направления в одностороннем порядке ни город, ни область не могут: мешает соглашение между регионами. По нашей информации, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подготовил письмо на имя врио главы Петербурга Александра Беглова о том, что решение оптимизировать автобусную сеть является спорным. Теперь слово за Бегловым.