Сказка не стала былью
Катера с шашечками появились на Неве три года назад. Чиновники Смольного тогда провозгласили аквабусы альтернативой наземному транспорту. Запустили четыре маршрута, оборудовали плавучие остановки. Поездка на катере оказалась вполне бюджетной - всего 50 рублей с человека. Однако появились и сложности. Видимо, из-за сжатых сроков и желания угодить губернатору, были закуплены некачественные лодки, которые ежедневно ломались. В итоге вместо заявленных 15 минут ждать прибытия катера приходилось по 1-2 часа. Да и зависимость скорости и пунктуальности аквабусов от переменчивой питерской погоды стала очевидной.
В 2011 году, тем не менее, число линий даже увеличили до пяти. Да вот беда, петербуржцы никак не хотели признавать «инновационный» вид транспорта. Горожанам хватало одной поездки, чтобы понять: на аквабусах далеко не уедешь. Они продолжали ходить с перебоями, опозданиями, рейсы часто отменялись, а катера ломались. Хоть как-то поддерживать пассажирский поток удавалось за счёт туристов, которые с удовольствием катались по Неве за 50 рублей.
«Очевидно, что прошлогодние ошибки не учтены, - писала тогда наша газета. - За неделю сломалось несколько катеров, заявленный интервал движения в 15 минут не соблюдается ни на одной из линий. И скорость движения аквабусов оставляет желать лучшего. Заявления специалистов Комитета по транспорту о том, что водные такси скоро станут полноценным общественным транспортом, похожи на сказку».
Чиновники прозрели?
Прошлым летом аквабусы работали уже больше по инерции. Субсидии были сильно урезаны. Потихоньку начали закрываться линии и маршруты. Цена проезда повысилась до 100 рублей. После этого на водных такси перестали кататься даже туристы. Одна за другой компании стали банкротиться и распродавать свои катера.
2013 год, по прогнозам, станет последним годом жизни некогда многообещающего проекта.
- Город готов отказаться от водного трамвая, - заявил в начале лета Станислав Попов, председатель Комитета по транспорту. - К скоропостижной гибели водный трамвай может привести хромающая экономика проекта.
У чиновников будто открылись глаза. Они вдруг поняли, что средства, потраченные на перевозку небольшого количества пассажиров, можно вложить в новые автобусные маршруты с пассажиропотоком в 10 раз больше! В итоге за 4 года в развитие аквабусов было вложено почти полмиллиарда бюджетных рублей. В 2010-м - 83 млн, в 2011-м - 130,5 млн, в 2012-м - 142 млн, в 2013-м - 60 млн рублей.
Казалось бы, «финита ля комедия», но нет. Ни с того ни с сего чиновники Комитета по транспорту вновь разглядели в водном такси перспективу! По словам пресс-секретаря комитета Тамары Смирновой, в этом году аквабусы оказались намного востребованнее, чем в прошлом. Возможно, в следующем году снова начнётся развитие этого транспорта. Неужели проект восстанет из пепла, а поток растрат в никуда продолжится?