Примерное время чтения: 5 минут
80

Прорыв намечен на декабрь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 03/10/2001

Под гром аплодисментов и крики "браво" прошла: нет, не премьера спектакля, а подземная стыковка технологических частей тоннельно-проходческого монтажного комплекса, который метростроевцы называют просто - "крот". Этот огромный механизм иноземного производства, начиненный суперсовременной электроникой и управляемый итальянцами (отсюда и браво), в начале декабря поползет на глубине 70 метров под землей на участке между станциями метро "Лесная" - "Площадь Мужества", чтобы к 300-летию города работа разорванной линии метро была восстановлена.

Как известно, катастрофический прорыв в метро произошел в 1995-м. Тогда, чтобы предотвратить возможность еще более крупной аварии, участок тоннеля в районе станций "Лесная" - "Площадь Мужества" изолировали и затопили.

Из нескольких вариантов восстановления выбрали проходку новых тоннелей, в обход основной части плывуна. Иностранные специалисты, предложившие свою технологию, пообещали, что на этот раз плывун будет тоннелям уже не опасен.

Следующим, не менее роковым, чем стихия, препятствием оказалась материя вполне прозаическая - деньги. Стоимость работ оценивалась почти в 200 миллионов долларов (сегодня называют цифру 187,5 миллиона). В городском бюджете таких средств нет, так что речь могла идти только о федеральном финансировании. Тут и возникла загвоздка.

- Станция "Площадь Мужества" буквально оправдала свое название, - рассказал под грохот метростроевских машин на 70-метровой глубине губернатор Владимир Яковлев. - Вначале пришлось, набравшись мужества, закрыть ее, отрезав 400 тысяч жителей восточных районов от прямого сообщения с городом. Потом еще большее мужество потребовалось, чтобы воевать за то, чтобы получить деньги для кредитной линии. Так этого и не дождались. В конце концов пришлось финансировать строительство из городского бюджета. Ежегодно выделяем огромные деньги - 1 миллиард 200 - 1 миллиард 400 тысяч рублей.

- Из-за отсутствия федеральных денег фактически потеряли целый год, - добавил генеральный директор "Метростроя" Вадим Александров. - Но в начале этого года было принято решение финансировать работы из городских средств, и дело наконец пошло.

Сегодня ОАО "Метрострой" практически полностью выполнил работы на "береговых участках" и подготовил все, чтобы начать работу непосредственно в "размыве". Стальной крот замер в ожидании броска в 100 метрах от злополучного русла подземной реки.

Крот - это сложнейший механизм, изготовленный и приводимый в действие многочисленной интернациональной бригадой специалистов. Сам проходческий щит сделан в Австрии, так что часть обслуживающего его персонала - австрийцы. Основным производителем работ является итало-шведское предприятие, и большинство инженеров, колдующих у проходческого щита, - итальянцы. Ну а основную часть, собственно, проходческих работ выполняют, естественно, питерские метростроевцы.

Сейчас готовность крота к работе оценивают в 95%. Кроме стыковки всех его частей (она произошла 25 сентября), предстоит смонтировать электрические и гидравлические соединения - на это уйдет еще месяц. В ноябре приступят к подземным испытаниям, а на 5 декабря намечено, собственно, начало работы. Правда, итальянцы говорят, что могут опередить график и закончить все наладочные работы к 25 ноября, дню рождения питерского губернатора.

- Для меня это был бы лучший подарок, - улыбается Владимир Яковлев.

Впрочем, это только начало. Если проходка начнется, как запланировано, 5 декабря, то тоннель длиной 771 метр должен быть пройден к 23 марта 2002 года. Три с небольшим месяца отпущено на то, чтобы развернуть тоннельно-проходческий комплекс. А с 6 июля 2002 года начнут проходку второго тоннеля - в обратном направлении, который рассчитывают закончить к 8 октября. После этого крот демонтируют и поднимут на поверхность. А к концу ноября тоннели передадут ГУП "Петербургский метрополитен" для укладки рельсов и оборудования инженерными коммуникациями.

Этот окончательный график работ был утвержден губернатором 4 июня этого года. Согласно ему, поезда по тоннелям должны пустить в 1 квартале 2003 года. Правда, загвоздка опять может произойти из-за денег.

- Сейчас мы снова ведем борьбу за то, чтобы из госбюджета выделили ту сумму, которую нам обещали, - сказал Владимир Яковлев.

На сегодня выполненные иностранными подрядчиками работы профинансированы в объеме 67 миллионов долларов (55% от общей суммы контракта). В сентябре будет оплачен очередной счет на сумму около 8,5 миллиона. Но до начала работ по проходке (то есть до 5 декабря) городу предстоит выплатить еще около 10 миллионов долларов.

Все остальное, кроме поступления федеральных денег, сомнений, похоже, не вызывает.

- Конечно, полной гарантии мы дать не можем, - говорит гендиректор "Метростроя" Вадим Александров. - В горном деле вообще сложно говорить о чем-то наверняка - природа может приготовить немало неприятных сюрпризов. Но что касается людей - никаких сомнений в том, что они свою работу сделают качественно и в срок, нет.

И тогда измученные многолетними мытарствами жители Гражданки смогут наконец услышать заветную фразу: "Станция "Лесная", следующая остановка - "Площадь Мужества".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах