Дёшево и быстро
- Одна из основных причин - разница в финансировании, -прокомментировала ситуацию Юлия ГОЛОВИНА, пресс-секретарь комитета по развитию транспортной инфраструктуры. - В 2016-м в Москве на метрополитен выделяется 150 млрд руб., тогда как в Петербурге - 21,6 млрд, в 7 раз меньше. Тем не менее в ближайшие несколько лет в Северной столице планируется ввести более десятка новых станций. Сейчас работы по графику ведутся на четырёх линиях: Красносельско-Калининской, Невско-Василеостровской, Лахтинско-Правобережной и Фрунзенско-Приморской. Для Петербурга это беспрецедентное строительство.
Однако помимо бюджетов две столицы отличает и системный подход к проблеме. Так, в первопрестольной переломным стал 2011 год, когда большинство веток решили прокладывать открытым способом, на глубине 40-50 метров.
Для контроля создали специальное подразделение - 90 человек, курирующих только метро. Очевидцы говорят, что«ревизоры» из котлованов не вылезают. Внедрили передовые технологии, позволяющие строить быстрее и дешевле. Затраты сократились минимум на 40%, а темпы выросли в 1,5-2 раза.
ЧМ не поможет?
В Петербурге по-другому. Большинство станций, 60 из 67, как раз самого трудного глубокого заложения. Городской метрополитен вообще является одним из самых глубоких в мире. Чтобы попасть на «Адмиралтейскую», например, нужно спуститься на 86 метров вниз. А перепады перегонов между «Невским проспектом» и «Старой деревней» достигают 95-100 метров. Это сказывается на и без того небыстром строительстве. Один лишь факт: открытия Фрунзенско-Примор-ской линии горожане ждали 20 лет, а часть фиолетовой ветки строили 28 лет.
Мечты о новых станциях вспыхнули с новой силой в связи с чемпионатом мира по футболу.
- К мундиалю на берегах Невы власти пообещали открыть до 7 новых станций, но, похоже, метро продолжают футболить, -возмущена Ирина ИВАНОВА, депутат ЗакСа, член комиссии по промышленности, экономике и собственности. - Иначе чем объяснить, что конкурсные процедуры затягиваются - на оранжевой линии подрядчика выбрали только с третьей попытки.
Дают о себе знать и сложные геологические условия. При прокладке «Беговой» и «Новокрестовской» (ввод весной 2018-го) на пути горнопроходческого щита «Надежда» встали огромные валуны. Пришлось останавливаться, терять время. А ведь впереди сложнейшие 2 км под Финским заливом. Специалисты предупреждают: если в акватории случится непредвиденное, шансов исправить ситуацию почти не останется.
Однако если на Васильевском, Большом пр., в Купчино работы с перебоями, но ведутся, то на Юго-Западе новые станции до сих пор так и не появились. Хотя их обещают с 1955 года! Чиновники даже начертили пунктиром этот маршрут на схеме метрополитена, но линия так и осталась на бумаге. Сегодня начальники разводят руками: строительство снова перенесено на более поздний срок. Ну а люди продолжают мучиться: единственная в этом районе станция «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России. В Москве же до 2020-го обязуются построить 76 станций. И что-то подсказывает - слово сдержат.