Сейчас работы идут сразу на четырёх линиях: Красносельско-Калининской, Невско-Василеостровской, Лахтинско-Правобережной и Фрунзенско-Приморской. Для Петербурга, где подземка долго оставалась на вторых ролях, это явление беспрецедентное. Однако почти на каждом направлении есть проблемы.
Валуны и вода
Самый благополучный - Фрунзенский радиус. В первом полугодии там уже освоили 2,5 млрд рублей и сейчас перешли к внутренним конструкциям на «Проспекте Славы» и «Южной». Сооружают перекрытия и на «Дунайском проспекте». Денег в обрез, но в Смольном уверяют: за оставшиеся месяцы выделят ещё 3,2 млрд руб. - чтобы поезда пошли в декабре 2017 г. Однако, по словам специалистов, если всё останется по-прежнему, в реальности станции в Купчино введут лишь в конце 2018-го.
Не хватает денег и на «Большой проспект» на Васильевском острове. Перерезать ленточку здесь собирались в конце 2019-го. Правда, для этого «Метрострой» не позже следующего года должен двинуться тремя щитами: от «Спасской», «Театральной» и с Васильевского острова. А это требует новых миллиардов. Где их взять - неизвестно.
С опозданием в 1,5 месяца прокладываются и будущие «Новокрестовская» и «Беговая», обязанные своим появлением ЧМ по футболу. Повлияло и вмешательство природы.
- Геология была сумасшедшая, - не скрывает Вадим Александров, директор «Метростроя». - Вокруг огромные валуны и сплошная вода, а горнопроходческий щит для таких условий не предназначен.
«Ты что, ку-ку?»
Конечно, метростроевцы стараются. Ежедневно в новых тоннелях укладывают по 8-9 колец, тогда как стандарт - 3-4 кольца в сутки. Тем не менее график поджимает.
- Норматив на строительство при таком объёме и сложности - 4,5 года, но город дал срок - 2,5, - объясняет В. Александров. - Кому из специалистов ни скажу, все говорят: «Ты что, ку-ку?» Но чемпионат мира не отодвинешь, поэтому делаем всё, чтобы успеть.
Однако самая многострадальная - Красносельско-Калининская линия. Сегодня на Юго-Западе, где живут свыше 300 тыс. человек, открыта всего одна станция «Проспект Ветеранов», признанная самой загруженной в России. И, судя по всему, мучения людей окончатся не скоро.
- Мы там почти не работаем, - подтвердил директор «Метростроя». - В этом районе намечены 11 площадок, однако сейчас они просто охраняются. На трёх жизнь ещё теплится, остальные без движения.
И это при том, что власти кормят жителей сказками о запуске поездов аж с 1955 (!) года. Последний обозначенный рубеж - 2022-й.
При этом до сих пор не решены запутанные вопросы с собственниками земель, на которых расположатся вестибюли и шахты. Нет и готовой документации по облику подземки. А недавно вместо «гарантированной» полноценной ветки заговорили об отрезке всего из двух станций. Так что метро, возможно, так и останется на бумаге…