В минувшую субботу, наконец, торжественно открылась станция метро "Комендантский проспект". Ждать этого события петербуржцам пришлось почти двадцать лет. А вообще новых станций метро не открывали в городе уже шесть лет.
Строить "Комендантский проспект" начали еще в 1986 году. Однако потом деньги кончились, и стройку законсервировали. Правда, жителям постоянно обещали достроить станцию в самое ближайшее время. Затем случился "размыв", и все средства, выделяемые на метро, стали съедать работы по восстановлению разорванной "красной" ветки. Наконец свершилось! "Комендантский проспект" стал 59-й станцией петербургской подземки. И одной из самых глубоких. Чтобы поднырнуть под старое русло Невы, метростроевцам пришлось углубиться на 78 метров. Новая станция должна разгрузить "Пионерскую", где в последние годы в часы пик творилось настоящее смертоубийство.
С раннего утра в день открытия возле новой станции стал собираться народ. К 10 утра подъехало городское начальство и почетные гости. Валентина Матвиенко спустилась вниз, чтобы торжественно перерезать ленточку. После чего бдительная охрана перекрыла вход. Не пускали даже по приглашениям. "Ребят, я эту станцию семь лет строил, - упрашивал милиционеров чуть припозднившийся пожилой метростроевец. - Вот внучку привел торжественное открытие посмотреть. У меня приглашение официальное есть, смотрите". Охрана за стеклянными дверями неумолимо повернулась к метростроевцу спиной. "Не пустят, - сочувствовали в толпе. - Вы уж не первый, кого с приглашениями заворачивают. Ждите, пока всех начнут пускать. Обещали в одиннадцать".
Наконец, двери открылись, и любопытствующие хлынули внутрь. Народу к этому времени собралось столько, что образовалась даже давка. "Комендантский проспект" - первая в городе станция, где спуск в подземный вестибюль оборудован отдельным входом и пандусами для инвалидных и детских колясок. Однако первые пассажиры воспользоваться этим удобством не смогли. Двери, ведущие к пандусу, открыть забыли, и тем, кто пришел на открытие с маленькими детьми, пришлось спускать коляски по ступеням.
Вестибюль новой станции решен в сине-бело-голубых тонах. На стенах - мозаичные панно на воздухоплавательные темы. Как-никак, поблизости когда-то располагался Комендантский аэродром. Первые посетители живо обсуждали достоинства оформления, фотографировали особо понравившиеся места мобильниками и тут же отсылали фотки друзьям. Кто-то восхищался "зенитовской" расцветкой стен и рассуждал о самой футбольной станции города, кто-то сетовал на отсутствие мрамора и обилие пластика. Зато все радовались тому, что станцию наконец открыли и, мало того, еще не успели изуродовать рекламой.
На открытии руководство города обнародовало планы дальнейшего развития метрополитена. В следующем году должны открыть станцию "Парнасская". Затем наступит очередь "Адмиралтейской". Станция уже давно готова, надо лишь решить вопрос со строительством наземного вестибюля. Вторые выходы появятся у станций "Балтийская" и "Спортивная". Продолжится строительство Фрунзенского радиуса, где работы возобновились еще в прошлом году. Правда, точных сроков, когда откроются станции "Звенигородская", "Обводный канал" и "Волковская", а метро, наконец, придет в Купчино, метростроевцы не называют. Все зависит от объемов финансирования. Для ритмичного ввода новых станций в соответствии с утвержденной правительством города программой развития метрополитена, ежегодно необходимо тратить около 6 миллиардов рублей. Городской бюджет может выделить не более 3 миллиардов. Если не удастся выбить деньги из федерального бюджета, то следующего пуска новых станций метро ждать придется долго.
В ближайшие десять лет в Петербурге должна появиться еще 21 (!) новая станция. А протяженность подземных линий увеличится более чем на 40 километров. Сумеют ли чиновники и метростроевцы сдержать эти обещания, сказать трудно. Отдаленные планы имеют обыкновение так и оставаться красивой мечтой. Тем более, что воплощать их в жизнь придется уже другим людям. Верить или не верить радужным перспективам питерской подземки - личный выбор пассажиров.