Транспортная реформа Петербурга. Любишь катать — люби и автобусы проверять

Вероника Такмовцева / АиФ

Транспортная реформа Санкт-Петербурга — одно из ключевых направлений урбанистического развития и преображения Северной столицы. Несмотря на абсолютно благие намерения и явную необходимость перемен в транспортном комплексе, реформа проходила не гладко и находилась в поле критического внимания общественников и политических партий.

Тем не менее, реформу можно считать успешно проведенной. Город получил новые транспортные маршруты, гибкую тарифную политику, остановки общественного транспорта и, конечно, большое количество лазурных автобусов и троллейбусы. Такого наплыва современного подвижного состава город не видел, наверное, с советских времен, а едкие замечания горожан в социальных сетях о том, что общественный транспорт ходит раз в полторы минуты можно вообще расценивать как рай и мечту чиновника транспортного комплекса.

Вместе с тем, столь сильно разросшийся транспортный комплекс нуждается в постоянной отладке и корректировке, поскольку очень многие оказались не готовы к соответствию требованиям новой транспортной системы. Город столкнулся с необходимостью корректировки маршрутов. Очень много копий было сломано, но вопрос выделенных полос в городе также сдвинулся с мертвой точки. Транспортная IT инфраструктура, несмотря на некоторые недочеты является передовой системой управления транспортом. Словом, город и чиновники успешно адаптировались к новым вызовам и справились с ними.

Что нельзя сказать о производителях общественного транспорта. Сейчас в городе работает порядка 5000 единиц автобусов разных типов. С учетом резкого обновления парка, городу пришлось закупать технику практически у всех крупных отечественных производителей — КАМАЗа, Группы Газ, Волгобаса, а также белорусского МАЗа. Последний, с учетом проверенных недавно конкурсов, является лидером по числу техники в Петербургской транспортной системе.

Большое количество техники, выведенной на городские маршруты предсказуемо начало ломаться и попадать в ДТП. Последний год СМИ и сообщества в социальных сетях постоянно обсуждают пожары и крупные поломки автобусов. И несмотря на то, что процент вышедшей из строя техники минимально ничтожен и составляет менее одного процента от всего эксплуатируемого парка (что в разы лучше средних показателей по России), городские власти серьезно отнеслись к проблеме и начали её оперативно решать.

В июле 2023 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков провел закрытое и по имеющейся информации достаточно жесткое совещание с городскими перевозчиками и производителями автобусов. Вопрос был поставлен принципиально жестко — прекратить появление крупных аварий и пожаров на общественном транспорте немедленно.

Производители предпочли отмолчаться и руководствоваться принципом, что ничегонеделание — это первейшая добродетель. Корреспонденту spb.aif.ru не удалось связаться и получить комментарии от поставщиков ОАО «МАЗ», КАМАЗа и Группы Газ.

   
   

Лишь в пресс-службе Волгабаса сообщили, что необходимые проверки уже проведены, а отозванная ранее партия из 30 автобусов после подтверждения всех норм безопасности уже вернулась на улицы города.

«Производитель отозвал для дополнительной проверки партию своих 30 автобусов и приостановил отгрузку еще 98 единиц техники. Вся необходимая диагностика производителем была проверена за четыре дня, после чего правительство города разрешило выпускать на линию безопасные Волгабасы и возобновило приёмку их новых автомобилей. После проверки они работают исправно и доказывают свою надёжность», — сообщили в пресс-службе компании.

29 июля в Петербурге загорелся очередной МАЗ. А ведь у этого поставщика, в отличие от Волгабаса, в городе гораздо большее число автобусов. Но не смотря на высокую статистику ДТП, он не отзывает для проверки свои машины, как и остальные поставщики.


В этой связи остаётся открытым вопрос — почему лишь один Волгабас, который при этом не является лидером по числу автобусов в городе, пошел на адекватные и оперативные меры? Вся необходимая инфраструктура для проверок в Санкт-Петербурге и у производителей есть. Почему на подобные шаги, ради спокойствия горожан не пошёл МАЗ, поставивший в Санкт-Петербург более 1000 автобусов за последний год, а также НЕФАЗ, согласно открытым источникам, поставивший 410 рестайлинговых низкопольных автобусов в 2022 году?

Ответ на вопрос находится не в плоскости контроля городских властей, которые действуют согласно закону. Это вопрос социальной ответственности бизнеса и очень четкой позиции общественных организаций, которые уже обратили внимание на проблему общественного транспорта и подключились к диалогу.