Уникальный интерьер: что могут дизайнеры Петербурга

Круглый стол в «АиФ» собрал представителей индустрии дизайна. © / Вероника Такмовцева / АиФ

Прошедшая пандемия, а затем новые санкции серьёзно изменили российский рынок. Коснулось это и сферы дизайна интерьеров: в последние годы многие европейские бренды ушли из России, их место заняли азиатские компании, а также отечественные производители.

   
   

Как сейчас ощущает себя сфера интерьерного дизайна? С какими вызовами сталкивается? Эти и другие актуальные вопросы эксперты обсудили во время круглого стола, который прошёл в пресс-центре «АиФ-Петербург» 11 июля.

Образование есть?

Тема интерьерного дизайна собрала не только спикеров, но и слушателей — к нам пришли дизайнеры Денис Фёдоров, Людмила Иванова, Алексей Левчук, Елена Борзова, Наталья Брук, Алла Геренцева, Полина Вальданова. Обсуждение начали с выступления креативного директора Санкт-Петербургского Союза дизайнеров Полины Слуцкой. Художник отметила, что в нынешних условиях крайне важно поднимать тему интерьерного дизайна.

«К сожалению, пока в Петербурге нет экспертного сообщества, который регулярно собирал бы дизайнеров и обсуждал животрепещущие вопросы, делился опытом. А взаимодействовать нам важно — в Северной столице высокий уровень дизайна, и мы можем гордиться нашими проектами».

В то же время проблема некачественных услуг на рынке остаётся. Дизайнер Екатерина Александрова отмечает, что помимо талантливых художников есть и те, кто хотят называться таковыми, но не имеют должного образования.

«Эти „дизайнеры“ негативно влияют на образ специалиста и подрывают доверие заказчиков к нашей профессии. Таких людей в союзе дизайнеров нет — они не пройдут комиссию. Но как избавить от этого рынок?».

«Проблема такая есть, девять из десяти дизайнеров не имеют образования, но хотят сразу же зарабатывать миллионы, — отметил почётный член Союза дизайнеров и архитекторов Николай Сорокин. — Наша миссия состоит в том, чтобы усилить знания дизайнеров и, конечно, научить правильному взаимодействию с заказчиками и клиентами. Делаем это постепенно и открыты к обсуждению с поставщиками: а какими они хотели бы видеть дизайнеров?».

   
   

Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что помимо получения образования дизайнерам важно и лично увидеть производство. Таким образом они смогут не только понять, как организован сам процесс, но и в будущем понимать, на какой фабрике качество будет лучше.

Найти замену

Основная проблема, с которой сталкиваются дизайнеры и производители, — это импортозамещение. Основатель дизайн-студии Михаил Кузьменко отметил, что сейчас крайне сложно привезти в Россию европейские товары. Есть сложности и с поставками из Китая.

«Поэтому у нас есть возможность развивать отечественное производство. Показать нам есть что: сейчас много авторских проектов, которые предлагают уникальные и актуальные интерьеры. Можно, наконец, уйти от шаблонных идей, которых много в Китае. Где продвигаться дизайнерам? Для этого тоже много возможностей — не только создавать свой интернет-магазин, но и выходить на популярные маркетплейсы».

В то же время совсем отказываться от китайских производителей не стоит, считает руководитель студии архитектуры и дизайна Екатерина Торба. Она не раз бывала на китайских мануфактурах и отметила, что в сфере премиум-сегмента производители из Поднебесной значительно преуспели.

«Сейчас мы обратили внимание на производство в Китае. Я лично посетила местные фабрики как отделочных материалов, так и мебели. Мой вывод таков: заказывать в Китае можно у проверенных премиальных фабрик, которые в Поднебесной есть. Китайцы долго тренировались и продолжают это делать в направлении производства реплик на популярные итальянские бренды. Помимо мебели в Китае производят свою фурнитуру премиального качества. То есть мы можем заказывать всю корпусную мебель индивидуального производства. Это всё актуально и для коммерческих проектов: гостиницы, рестораны, офисы. Что мы и делаем сейчас в нашей работе».

По мнению Екатерины Торба, уровень российских производителей растёт, но остаётся проблема ценообразования.

Фото: freepik.com

Руководитель шоурума Марта Быстрова заявила, что их компания практически не почувствовала последствий санкций в области поставок. На сегодня ассортимент удалось сохранить на 98% на том же уровне, что был два года назад.

Руководитель салона Юлия Зуева посетовала на проблемы с поставкой материалов для своего проекта. Но отметила, что при создании проекта многое решает диалог с заказчиком.

«У нас есть шаблон работы с дизайнерами и клиентами, который позволяет нивелировать недопонимания и сделать проект в те сроки, что нужны заказчику, — продолжает эксперт. — Знаем, что есть такие ситуации, когда заказ принимается, отправляется на производство, а нужные материалы ещё не поступили на склад. И ожидание их затягивается, но это решается через диалог с клиентом и поиск новых поставщиков».

Ищут дешевле

Любой покупатель хочет не только получить качественный продукт, но и сэкономить деньги. Но иногда погоня за сверхдешёвым приводит лишь к разочарованию, говорит руководитель мебельных салонов и собственного производства Ксения Рахимова.

«Эта тема очень болезненна для многих дизайнеров и мебельщиков, — отмечает спикер. — Специалистов просят рассчитать проект (а на это уходит до полутора суток), а когда узнают стоимость, говорят, что это дорого, и уходят на более дешёвый вариант. А после возвращаются и говорят, что их обманули. Когда начинаешь смотреть, то понимаешь, что предложили просто более дешёвый материал, который не всегда качественный».

Ожидания клиента и возможности заказчика можно предугадать. А ещё важно правильно составить договор, который защитит обе стороны. Руководитель юридической компании Ирина Невзорова отмечает, что в законодательстве нет понятия качества, поэтому принято ориентироваться на то, как это было сформулировано в договоре. Все детали важно не только обговорить с заказчиком, но и прописать в документе.

Кроме того, предметом спора нередко оказывается и интеллектуальная собственность. Ирина Невзорова с 2008 года ведёт подобные дела в судах и напоминает, что большинства споров между дизайнером и заказчиком можно избежать, если юридически правильно составить договор.

Кстати: важно уметь отдыхать
Дизайнер и коуч Анастасия Покорская напомнила, что дизайнерам важно уметь отдыхать. Эта профессия творческая, и если неверно распределять свои ресурсы, то выгорание не заставит себя долго ждать. «У нас много классных дизайнеров, качество их работы удивительно. Но мы привыкли брать много проектов, много заказов, с которыми рано или поздно не можем справиться. Нет системности, структуры. А это очень важно. Я сама трудоголик и раньше совмещала свою работу с отдыхом: думала, ну что такого сидеть на пляже с ноутбуком. Но это неверный подход. Важно не бояться делегировать свои обязанности, ведь отдых – это когда выключаешь все чаты, общаешься с людьми и не думаешь о работе. Тогда приходит вдохновение, и появляются новые и новые идеи».