В глине отпечаталось лицо. Как поисковики ищут воинов Великой Отечественной

В Петербурге зарегистрированы 54 поисковых отряда, в которых состоят 890 человек © / Администрация Ленинградской области

Следы Великой Отечественной до сих пор можно встретить на территории Северной столицы и области. Останки солдат, искореженный металл, бывший когда-то оружием, каски, фляжки и жетоны поисковики достают из земли и сегодня, спустя 80 лет после начала боев. Цель волонтера одна – похоронить каждого солдата, что отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом.

   
   

Могила для 2000 человек

В январе 2000 года петербургские поисковики официально зарегистрировали свой отряд «Рубеж-2». За годы работы добровольцы подняли и помогли опознать сотни солдат. Самая крупная и жуткая находка отряда – это массовое захоронение женщин, стариков и детей в деревне Новая Буря. Здесь в рамках возбужденного уголовного дела поисковики оказывают следствию техническую помощь в эксгумации останков. Сейчас на поверхность подняли почти 2000 останков, и работа не останавливается. Следствие считает, что погибшие – мирные жители, замученные фашистами в годы Второй мировой.

Командир отряда петербуржец Виктор Ионов начал заниматься поисковой деятельностью в 1980-е годы. На каникулах он с родителями часто приезжал на дачу в Тосно и своими глазами видел последствия войны.

«Даже у бабушки-соседки, которая пережила оккупацию, рядом с сарайчиком лежали каски советских солдат, – вспоминает Ионов. – А мы, мальчишки, гуляя по лесам, порой находили не только сапоги и оружие, но даже торчащие из земли человеческие кости. В те годы был постулат: непохороненных советских солдат нет, все, кто находятся в земле, – враги. Но мы-то видели, что это не так: на найденных записках из солдатских медальонов были указаны фамилии советских бойцов. Это очень впечатляло, и я еще подростком осознал: неправильно ходить по погибшим солдатам, отдавшим жизнь за Родину. Пару раз мы поднимали останки бойцов в темное время суток, чтобы милиция не поймала, несли к ближайшему мемориалу и хоронили. Но обычно просто отмечали на карте место, где лежит погибший, с надеждой, что вскоре ситуация в стране переломится, и поисковая деятельность станет разрешена».

Так и получилось в 1989 году, когда на смену Всесоюзному походу по местам боевой, революционной и трудовой славы пришли «Вахты памяти» по розыску и перезахоронению павших защитников Отечества.

Среди находок часто попадается искореженный металл, и с первого взгляда невозможно определить, что это было. Если поисковики натыкаются на снаряд – вызывают саперов, а если немецкие вещи или останки немецкого солдата, то звонят в Народный Союз Германии по уходу за воинскими захоронениями

«Находки себе не оставляем, им место в музее, – рассуждает Ионов. – Например, как-то мы нашли подсумок, где рядом с патронами лежала голова пласт-
массового зайчика. Наверняка это ребенок отдал своему папе игрушку на войну. Это трогательно и страшно».

   
   

Когда фамилию не найти

Поисковик работает не только на земле, но и в архивах. Ведь важно не только найти родных обнаруженного бойца, но и восстановить хронологию его гибели. Этому процессу мешают черные копатели.

«Многие вещи, связанные со Второй мировой войной, имеют не только историческую, но и материальную ценность, – объясняет Ионов. – Черные копатели целенаправленно ходят по местам боев, поднимают найденные останки, чтобы забрать все предметы подряд, в том числе и медальон с именем. После этого поисковики уже не смогут идентифицировать солдата. Только захоронить его как безымянного».

Кроме того, мешает поиску и массовая застройка – в некоторых районах города многоэтажки растут на месте ожесточенных боев, где погибло немало советских воинов. Их останки уже не захоронить.

«Поисковиков не так много, – объясняет Виктор. – Например, в нашем отряде около 50 человек, и все мы занимаемся поиском в свободное от работы время. Кроме того, дело это очень затратное. Поэтому даже за 30 лет не удается поднять каждого бойца и с почестями, достойными защитника Отечества, его захоронить. Но мы к этому очень
стремимся».

Вижу лицо солдата

Руководитель поискового отряда «Витязь» 60-летний Николай Бухтияров работает на местах боевых действий с 1991 года. Он говорит, что останки незахороненных солдат находят не только в окопах, дотах и дзотах, но и в полях, лесах, на болотах. Поисковики работают круглый год, даже зимой: в это время исследуют топкие места и болота, где обычно много упавших самолетов.

За годы поисковой деятельности были сделаны тысячи находок, но самая впечатляющая – это останки комиссара, чье лицо буквально впечаталось в глину.

«Поднимаю его, и меня как током ударяет – вижу лицо человека, который жил 80 лет назад! Жаль, не было с собой гипса, так бы сделал его портрет», – говорит Бухтияров.

Цель Бухтиярова – не только захоронить и отдать воинские и духовные почести солдату. Но и сохранить историю, рассказать о том, что Великая Отечественная принесла горе и слезы каждой семье. Поэтому все найденное поисковики «Витязя» никогда не оставляют себе, а рассылают по музеям Петербурга и Ленинградской области. Много артефактов отдают школам. Кстати, на поисковые работы с удовольствием берут и молодежь.

По словам поисковика, многих солдат все еще не подняли. Уж слишком много было погибших. Более того, часть останков находится под частной застройкой – на костях стоят бани, дома, сараи. Не все владельцы недвижимости хотят пускать на свой участок волонтеров с оборудованием.

«Но мы работаем над этим вопросом. А еще обязательно ищем родных солдата. Иногда поиски занимают 4 дня, а порой долгие годы. Но эта работа того стоит», – уверен Николай.

Языком цифр

  • В 2021 году поисковые отряды Санкт-Петербурга провели 22 экспедиции. Им удалось обнаружить останки 135 героев-красноармейцев, установить имена 10 воинов, у 8 – найти родственников.
  • В экспедициях, проходивших на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия, участвовали 703 человека.
  • За 30 лет поисковой работы найдены останки свыше 30 тысяч погибших защитников Отечества, установлено более 7 тысяч имен. Работа не останавливается.
  • В Петербурге зарегистрированы 54 поисковых отряда, в которых состоят 890 человек, треть из них – молодые люди до 35 лет.
  • Бóльшую часть экспонатов, найденных в ходе поисковых работ, можно увидеть в Музее обороны и блокады Ленинграда, в Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда», в музейных комнатах поисковых отрядов.

Как найти своего героя?