Капитан черлидерской команды Energy Ольга Шварц: «От черлидинга фанатичная зависимость»

Фото из личного архива Ольги Шварц

Одним из фаворитов соревнований считается команда Energy из ИНЖЭКОНА, уже не раз побеждавшая в городских состязаниях. SPB.AIF.RU встретился с капитаном Energy Ольгой Шварц, чтобы поговорить об одном из самых зрелищных и травмоопасных видов спорта.

   
   
Фото из личного архива Ольги Шварц

«Когда говорят о черлидинге – все думают о коротких юбках»

SPB.AIF.RU: - Ольга, как известно, черлидинг зародился не в России. Откуда появилось это явление?

Ольга Шварц: - Принято считать, что черлидинг появился в 1898 году. Тогда у футбольной команды из Миннесотского Университета не складывался сезон. Студенты и профессоры думали, о том, как болельщики могут помочь спортсменам. Тогда появился Джек Кемпбелл, студент первого курса медицинского факультета. Можно сказать, что именно он стал первым черлидером. Ему принадлежала идея о том, что кто-то должен руководить скандированием кричалок, которые приободряли бы спортсменов. Таким образом, в США зародился черлидинг. Вначале черлидинг был более популярен среди мужчин. Однако, когда в связи со Второй мировой войной на фронт ушло воевать огромное количество мужчин, ситуация резко изменилась - более 90% черлидеров составляли женщины.

Фото из личного архива Ольги Шварц

SPB.AIF.RU: - В какой момент это стало массовым явлением?

Ольга Шварц: - Во второй половине XX века. Создавались лагеря для черлидеров, проводились тренировки для желающих. Черлидинг стал набирать обороты в 80-х годах – соревнования по этому зрелищному виду спорта стали проходить на всей территории США. Конечно, черлидерами, в основном, были студенты – болельщики определенной команды. Теперь черлидинг – это всемирно признанный вид спорта, развивающийся на территории более чем 30 стран мира.

SPB.AIF.RU: - Каким образом черлидинг пришел в Россию?

Ольга Шварц: - В нашей стране интерес к этому появился одновременно с появлением в России американского футбола. Это был 1996 год. Петербург и Москва стали первыми городами, где черлидинг стал развиваться. Позже появились региональные Федерации, которые объединились в Российскую Федерацию черлидинга. Сегодня в его развитии Россия выходит на новый уровень. Об этом можно судить по выступлениям российских команд на европейских и азиатских соревнованиях, где наши черлидеры занимают призовые места.

   
   

SPB.AIF.RU: - Вы говорите о том, что изначально черлидинг был мужским спортом. Сейчас у многих он ассоциируется с американским кинематографом, где показано, как спортивные команды поддерживают лишь девушки. Сегодня парни продолжают заниматься черлидингом?

Ольга Шварц: - Когда говорят о черлидинге, то все думают о девушках в коротких юбках. И обязательно с помпонами. На самом деле это неженский вид спорта. Это адский труд и парни действительно нужны. Они должны быть крепкими и сильными. Обычно они приходят к нам «щуплыми», но потом становятся настоящими богатырями. Многие из них идут сюда для поддержания своей физической формы. Вместо штанги здесь красивые девушки. Плюс можно получить спортивный разряд по черлидингу. На самом деле наши российские стереотипы сыграли злую шутку. Парни с удовольствием приходят посмотреть на наши выступления, но становиться черлидерами хотят немногие. Не верят, что черлидинг – это спорт.

«Сотрясения мозга, вывихи, растяжения – обычное дело»

SPB.AIF.RU: - 1 декабря в Петербурге пройдет Открытый кубок по черлидингу, в котором примет участие ваша команда Energy. Как проходят соревнования, и по каким критериям вас оценивают судьи?

Ольга Шварц: - Команды выступают в нескольких номинациях. Есть спортивные номинации «чир» и «чир-микс». Есть танцевальная номинация «чир-данс» и есть смешанная - «чир-данс шоу». Последняя, на которой специализируется моя команда, это смесь танцев и спортивных элементов. «Чир-данс» - в основном только танцы, а «чир-микс» и «чир» - это строгая спортивная номинация, у которой есть определенные правила, строгий регламент. Мы выступаем в «чир-данс шоу» - зрелищно, и у нас в команде очень много девочек. Для красивого «чир-микса» нужны сильные мужские плечи.

В Петербурге много коллективов и с каждым годом конкуренция растет. Всего их около 20. На Открытом кубке в «чир-данс шоу» с нами будут соревноваться 5 команд. Выступление занимает 3 минуты. Судьи оценивают, помимо акробатики, четкости и синхронности, еще и общее впечатление. Сюда входят костюмы, артистизм, хореография. В состав жюри включают тех, кто был черлидером, проходил курсы, ездил на всероссийские и европейские соревнования. Все это довольно серьезно, ведь обычно я слышу что черлидинг – это не спорт и продвижения дальше нет. На самом деле оно есть – можно стать судьей, тренером, что является неплохой перспективой для спортсменов.

Фото из личного архива Ольги Шварц

SPB.AIF.RU: - В каких еще соревнованиях вы участвуете на протяжении года?

Ольга Шварц: - Первое – Открытый кубок Санкт-Петербурга, второй - Международные соревнования «Северная Пальмира», проходящие в апреле, а также Кубок ВУЗов Санкт-Петербурга. Плюс мы участвуем и в российских соревнованиях.

SPB.AIF.RU: - Какие страны сегодня самые сильные в черлидинге?

Ольга Шварц: - Самыми сильными считаются японцы и немцы, а также американцы – как создатели этого вида спорта. Команды Японии и Германии очень сильные – берут своим упорством и сложностью программ. А японцы еще и маленькие.

SPB.AIF.RU: - Рост очень важен?

Ольга Шварц: - Безусловно. Вообще мы делимся на три категории – «флаеры», «маунтеры» и «база». «Флаер» – самая маленькая девочка. Она должна быть небольшого роста и весить максимум 50 килограмм. «Маунтер» – человек, который ловит на себя флаера и еще стоит на базе. Чаще всего легкие, высокие девушки. «База» – это в основном парни, или физически крепкие девушки, у которых есть сила вытолкнуть флаера наверх.

SPB.AIF.RU: - Из всех категорий флаер – самая травматичная?

Ольга Шварц: - Страдают все. Флаер падает на маунтера, а он на базу. Когда мы отрабатываем какие-то элементы, то страхуем друг друга. На соревнованиях, конечно, работаем уже без страховки. Но зато знаете, какой адреналин? На самом деле черлидинг один из самых травматичных видов спорта. Сотрясения мозга, вывихи, растяжения – обычное дело. Когда, в прошлом году, у нас упала девочка флаер и ударилась головой, получив сотрясение мозга, кто-то менее «одержимый» испугался бы и ушел из «спорта для девочек», а она осталась. Девушкам, которые приходят к нам на первую тренировку, сразу говорят, что травмы будут. Но мы все одержимы черлидингом и командой, в которой выступаем – в нашем спорте от обстановки внутри коллектива зависит общий успех.

«Я получаю очень большую дозу адреналина»

SPB.AIF.RU: - Те девушки, кто танцует перед матчами «Зенита» и СКА, они тоже спортсменки?

Ольга Шварц: - Это отдельная история. Мы более спортивные, а они танцевальные. Это черлидеры, но танцующие. Группа поддержки. Они выступают, чтобы «разрядить обстановку» во время матча. У них нет ни поддержек, ни выбросов. Это другая специфика, больше шоу, чем спорт.

SPB.AIF.RU: - Ваша команда хочет танцевать за большие спортивные клубы города?

Ольга Шварц: - Если появятся предложения – почему нет?

Фото из личного архива Ольги Шварц

SPB.AIF.RU: - Сколько приходится тренироваться перед важным соревнованием?

Ольга Шварц: - Можно сказать, что сейчас мы живем в зале. В обычном режиме тренируемся 2-3 раза в неделю по 2 часа. Все мы после работы или учебы бежим на тренировку. Фанатичная зависимость от черлидинга и по-другому не бывает.

SPB.AIF.RU: - Как образовалась ваша команда?

Ольга Шварц: - Она появилась на базе факультета экономики и управления в нефтегазохимическом комплексе и экологической безопасности ИНЖЭКОНа, 6 лет назад. Вдохновителем была Анна Филонова, на тот момент - председатель профбюро нашего факультета. Она собрала девушек и предложила попробовать. После этого начали приходить новые люди и меняться составы. Сначала они просто танцевали. 4 года назад, когда у нас появилась тренер федерации Елизавета Аксенова, танец стал серьезным спортивным занятием. Была растяжка до слез, когда тренер садился сверху. Были падения с пирамид – много всего. Но это не пугает, потому что потом смотришь на общий результат и видишь, какие мы молодцы. В команде мы всегда друг другу помогаем. Если у девчонок что-то не получается, просто приходим на помощь, без лишних эмоций. В жизни мы тоже дружим. Нас в команде человек 20, у каждой свой характер, темперамент, но вместе мы единый организм.

SPB.AIF.RU: - Несмотря на очень большую травматичность, вы продолжаете заниматься этим видом спорта. Что вас мотивирует?

Ольга Шварц: - Меня вдохновляет работа команды. Я получаю удовольствие от того, что мы делаем и это - главное. Плюс я смотрю в зеркало на свое тело и понимаю, что все не так плохо и есть толк от тренировок. Главное, что рядом мои единомышленники, с которыми мы вместе занимаемся любимым делом. Нужно сломать стереотип о том, что черлидер – это девочка «с мочалками и в короткой юбке».

Смотрите также: