Экспериментальное искусство - "бу"!

   
   

В Манеже прошел IV Международный фестиваль экспериментальных искусств и перформанса. Участвовали художники из 16 стран, причем иностранцы приехали за свой счет. Нельзя сказать, чтобы питерцы бросились знакомиться с новейшими достижениями: в день открытия самих художников было едва ли не больше, чем публики. Правда, постепенно народ вошел во вкус, в выходные залы заполнились.

Кувалдой по голове

...Я едва успела увернуться: со второго этажа Манежа мне на голову летел огромный надувной манекен. Он грянул об пол с таким грохотом и звоном, будто свалился рыцарь в доспехах. Оказалось, звук произвел человек, ударивший кувалдой в оцинкованный банный таз. Пока публика отходила от столбняка, вызванного эффектным явлением искусства, манекена - за веревку, привязанную к ноге, - уже втягивала на второй этаж дама с печальным лицом, вся в черном. Как выяснилось, сама автор перформанса Софья Азархи.

Публика, опасливо обходя место падения (вдруг еще что-нибудь свалится), рассуждала, что бы все это значило. На выставке актуального искусства это самый актуальный вопрос. Ну разве догадаешься, что перформанс с манекеном называется "Да-Да жив". Софья Азархи имела в виду дадаизм - направление в искусстве, которому уж за 80 лет, название которого можно перевести как "детский лепет". Кстати, налетавшись, манекен замер среди экспонатов, его вы и видите на фото.

Какое сделать лицо?

Предвидя непонимание современников, многие мастера сопроводили работы аннотациями. Москвич Слава Лен, к примеру, создал "Манифест ре-цептуализма", в котором говорится: "Ре-цептуализм - искусство второй рефлексии: само из себя творчество и одновременно само-в себе-истолкование". Кому-то манифест, наверное, поможет разобраться, но мастера рады, когда зрители дают свои, пусть самые простые или диковинные истолкования их произведений. Хотя с другой стороны, хорошо, что Зураб Церетели не стоял рядом со своей инсталляцией, когда двое зевак рассуждали не о самом произведении, а о том, сколько стоит шикарная кованая табличка с именем мастера.

...Все-таки мы, россияне, еще не совсем освоились с современным искусством. Какое лицо нужно делать в Эрмитаже, знаем: осмысленно-одухотворенное. И у многих получается. А в Манеже у публики вид потерянный. Впрочем, в запасе всегда есть выражение тонкой иронии.

Как рассказывает куратор фестиваля Лариса Скобкина, первая выставка была шоком, разъяренные граждане требовали жалобную книгу, постепенно с современным искусством пообвыклись. Наиболее продвинутые сообщали о своих впечатлениях от посещения подобных экспозиций на Западе. Одна дама рассказала, что только что была в Зальцбурге на знаменитом музыкальном фестивале, так там публика, прогуливаясь по фестивальному дворцу в ожидании начала классической оперы, созерцала на стенах огромные картины, изображающие откровенные эротические игры двух мужчин и козла. На нашей выставке подобного не было. Эротика присутствовала легкая, как, например, в перформансе "Свободный труд": на стенах фотографии плакатов советских лет с рабочими и колхозницами, а в центре весьма раскованно извивается живая девушка в облегающе-блескучем.

Политики

Любят посетители, чтобы их развлекали, и некоторые художники работали как массовики-затейники. Так, любой желающий мог под их руководством сделать бумажный кораблик и пустить в емкость с водой, символизируя этим незамысловатым действием небезызвестное "Все флаги в гости будут к нам". Понравился публике и "Человек-календарь": нужно было назвать число, а "календарь" говорил, какой это день недели. Автор проекта подвел под него глубокое философское осмысление, но народ пространной аннотации не читал, а только губами шевелил и напряженно морщил лбы, проверяя "календарь".

На фестивале было немало танцев, музыки, физкультуры, пантомимы. Современное искусство - явление синтетическое. Новой тенденцией можно считать увеличение числа проектов, связанных с видео. Москвич Василий Церетели, внук знаменитости, показывал видеоинсталляцию, посвященную трагедии 11 сентября. На экране было изображение высокой стопки бумаги, разлетающейся под порывами ветра. Некоторые критики, уйдя в сторонку от Василия, тут же

назвали его произведение профанацией трагической темы. Еще одна новая черта - политизированность художников. Если раньше этого стеснялись, то теперь - особенно это касается американцев - с гордостью заявляют, что активно занимаются политикой.

Бессмертный Малевич

Среди деятелей искусства есть традиция мало интересоваться тем, что делают коллеги. Так, режиссеры и актеры редко ходят на спектакли друг друга, композиторы - на концерты. Тем интереснее было увидеть в Манеже художников, не принимающих участие в выставке. К примеру, известного Глеба Богомолова. На вопрос, насколько ему здесь интересно, мастер ответил, что надеется увидеть "в этом хламе" остроумные решения, подвижки, достижения. Почему же сам не участвует? "Я это терпеть не могу. Считаю полной беспомощностью. Но - вдруг ошибаюсь?"

Еще с одним известным художником - митьком Владимиром Шинкаревым мы разговорились не в Манеже, а совсем на другой выставке, открывшейся в эти же дни, - "Дионисий" в Русском музее. Я поинтересовалась, почему Владимира не было в Манеже. Он пожал плечами: "Я там, где мне интересно. Можно, конечно, сходить в Манеж, посмотреть все эти карусели. Но мне жаль тех, для кого это является магистральной линией творчества".

Выставка в Манеже, кстати, перекликалась с Русским музеем, да и Эрмитажем, теперь оба этих музея хранят варианты знаменитого "Черного квадрата" Малевича. В Манеже можно было увидеть огромное черное полотнище с надписью "Малевич жил жив бу". Дописать текст нетрудно, экспериментальное искусство в Петербурге "бу"!

Смотрите также: