Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Джефри Дин Морган, Малин Акерман, Карла Гуджино
Кому смотреть: Всем любителям умного глубокого кино
Наш рейтинг: 8.0
Все мы привыкли воспринимать американские фильмы, снятые по комиксам, как предельно несерьезное, но очень яркое и эффектное зрелище, где взрослые дяденьки и тетеньки рядятся в латекс и маски, кричат зычным голосом «Я остановлю тебя, злодей!», летают по крышам, неизменно побеждают зло - одним словом, отчаянно впадают в детство. Однако за последний год сам же Голливуд резко поменял свой подход к такого рода фильмам. Напыщенному идиотизму и пустому маскараду без глубокого внутреннего смысла объявлена война. И вот сначала выходит ставший уже культовым «Темный Рыцарь», где злодею сопереживаешь больше, чем герою. Потом «Мститель» Фрэнка Миллера, где привычная тема супергероя показывается сквозь призму откровенной пародии и изощренного стеба. А теперь вот Зак Снайдер, режиссер фильма «300 спартанцев», выпускает грандиозное, 3-х часовое полотно, в котором та же самая тема подана через философию экзистенциализма и острополитический памфлет.
В основе этого фильма лежит одноименная серия комиксов Алана Мура, которого многие считают полубезумным гением современного «графического романа». История следующая: в 60-е годы прошлого века несколько полицейских надели маски и латекс, назвались «Хранителями» и начали в таком виде вести борьбу с преступностью. Все это обычные люди. У кого-то просто были крепкие руки и отчаянная храбрость, у кого-то острый ум, у кого-то деньги родителей, позволившие построить уникальный летающий автомобиль. А у кого-то – маниакальная жестокость, наводившая страх не только на преступников. Действовали они эффективно, особенно после того, как к ним присоединился «Доктор Манхэттен» - некий физик, который в результате несчастного случая действительно получил сверхспособности: он мог видеть будущее, играть со временем и мгновенно разбирать любое живое существо или предмет на атомы и молекулы.
События картины разворачиваются в 1985 году: в этой альтернативной реальности, придуманной Муром, у власти до сих пор находится президент Никсон, а Америка и СССР приведены в полную боевую готовность к ядерной войне. «Хранители» к тому времени прекратили свое существование как единая слаженная команда. Кто-то погиб, кого-то заперли в «психушку», кто-то просто предпочел тихую размеренную жизнь пробежкам в латексе, кто-то строит свою бизнес-империю, используя имя «Хранителей», кто-то служит спецслужбам, выполняя тайные и грязные поручения властей. А «Доктор Манхэттен», почувствовав себя чуть ли не богом, вовсе охладел к земным проблемам и регулярно перемещается на Марс, где предается волнительной медитации.
И лишь один из них - Роршах, человек с тряпкой на лице – продолжает вести бескомпромиссную борьбу. Узнав об убийстве одного из «хранителей», жестокого «комедианта», он начинает в одиночку расследование этого дела. В итоге здесь тоже придется спасать мир, но цена будет большая: жизни миллионов и собственные принципы.
Весьма прилежно следуя оригиналу Алана Мура, Зак Снайдер сделал фильм не о супергероях и сверхспособностях, а о природе человека, о человечности и бесчеловечности. Эту самую природу он безжалостно препарирует и делает честные, без прикрас, выводы, которые можно проиллюстрировать меткими русскими пословицами и поговорками: «Пока гром не грянет - мужик не перекрестится», «Любовь зла – полюбишь и козла!» и др. Эта природа соткана из противоречий. Чтобы наступил мир, нужно утопить в крови миллионы и признать ложь правдой, чтобы понять, как сильно ты любишь мать, нужно потерять отца. А чтобы вернуть вкус к настоящей жизни и любви, иногда приходится снова надевать искусственные маски и синтетический латекс.
Рисуя вслед за Муром окружающую грязь, показывая настоящий государственный фашизм, Снайдер говорит нам о том, что в таком мире супергерои являются лишь преломлением пороков человеческой природы. Гипертрофированная жестокость, гипертрофированное равнодушие, гипетрофированная циничность, изворотливость и подлость…Но тут же, рядом – и гипертрофированное чувство справедливости, бескомпромиссность и готовность отдать жизнь за свои убеждения. Все в руках конкретного человека – кем ему быть и как жить. Именно поэтому «Хранители» - это еще и фильм о борьбе человека с самим собой, о праве на выбор. Он, не стесняясь латекса и огромного голого мужчину, летающего на Марс, как к себе домой, поднимает серьезные философские вопросы, отсылающие одновременно к Ницше, экзистенциалистам и Достоевскому. И главный из них звучит так: тварь я дрожащая или право имею?
Главное достижение Снайдера, конечно, состоит в том, что он сумел всю эту сложносочиненную смесь комикса, философии, злобной политической сатиры и простой человеческой драмы удержать в рамках единого увлекательного и где-то даже стильного кинозрелища. Картина не разваливается на неравноценные куски: здесь чувствуется единый ритм, здесь все в меру и все в точку. Философские рассуждения и нетривиальные диалоги дополняются сочными драками и шикарными спецэффектами. И наоборот. Здесь же – шикарная музыка, виртуозная стилизация под различные временные эпохи, стильная операторская работа и умелое использование модных киноприемов, чередующих разные временные пласты, воспоминания и «флэшбеки» героев.
В итоге мы получили один из самых ярких фильмов последних лет, картину, которая говорит нам о том, что супергероем может стать каждый, и для этого хватит даже одной суперспособности – способности быть чистым перед собственной совестью.