В большинстве школ Петербурга преподаются экологические дисциплины, больше двадцати вузов готовят экологов и специалистов смежных областей, то и дело проводятся экологические симпозиумы и конференции, но экологическая ситуация от этого лучше не становится, а об экологической культуре населения можно только мечтать. В чем причина такого парадокса, мы поинтересовались у президента Федерации экологического образования Санкт-Петербурга, проректора по учебной и предпринимательской деятельности Университета педагогического мастерства, профессора Сергея Владимировича АЛЕКСЕЕВА.
От детсадовца до директора школы
- Я бы не сказал, что нет никаких положительных сдвигов в области экообразования. Сейчас в Петербурге действует система непрерывного экологического образования, разработанная ведущими специалистами города. Система позволяет давать экологические знания на всех ступенях образования: от детского сада до повышения квалификации работающих специалистов.
- Тем не менее в школах преподают в основном классическую экологию, которая не дает практических знаний.
- Мы это прекрасно понимаем, и сейчас в хороших школах наряду с классической экологией даются и практические навыки. А вообще основы классической экологии должен знать каждый. И на этой базе можно уже заниматься практическими вещами. Мы же не беремся за решение квадратных уравнений, не зная таблицы умножения. Сейчас в некоторых школах читаются альтернативные экологические дисциплины: экология жилища, экологический мониторинг. Здесь все зависит от возможностей школы и учителя.
Выбор экологии - дело добровольное
- Многие школьники относятся к предмету "Экология" как к второстепенному. К тому же ни в один вуз экологию не сдают. Так зачем тогда вообще нужен этот предмет?
- Историю и культуру Петербурга, правоведение и ряд других предметов тоже не сдают в вузы. Но дело же не в этом. Мы хотим, чтобы выпускники школ обладали не только определенным набором знаний, которые нужно показать на вступительных экзаменах в вуз, но и были людьми с высоким уровнем общей культуры. Кстати, в Петербурге экология является предметом по выбору школы (в городе более ста школ ввели этот предмет), а вот в Ленобласти она входит в перечень обязательных дисциплин.
- ОБЖ, валеология, экология. Не слишком ли много для бедного школьника?
- В школах валеология как таковая не преподается. Есть проверенный курс природоведения в начальных классах, где и даются основы здорового образа жизни. Сейчас в разных школах предметы, касающиеся экологии и здоровья человека, называются по-разному, но от этого суть дисциплин не меняется. Я считаю, что такого рода знания для школьника очень важны. Разве плохо, если ребенок будет знать, как сохранить собственное здоровье, как обезопасить себя на улице? Я ратую за то, чтобы ввести единый курс, в который вошли бы все те знания, которые сейчас даются в разных дисциплинах. Сейчас этим занимаются специалисты из лаборатории экологического образования Российской академии образования.
- Некоторые представители Русской православной церкви считают, что валеология - это дисциплина, где присутствуют элементы оккультизма, и поэтому ее стоит исключить из школьной программы. Согласны ли вы с такой трактовкой?
- Когда происходит становление новой научной дисциплины, то возникают псевдонаучные течения, включающие знания обо всем, а на самом деле ни о чем. И если бы представители Русской православной церкви обратили внимание на профессиональные разработки в этой области, то они бы согласились с общей валеологической методологией. Очень часто научные понятия употребляются не по своему назначению. Я, допустим, не понимаю, что такое экология или валеология духа или экология культуры. Слово "экология" в последние годы вообще стало модным.
Экологи найдут работу в: будущем
- Кстати, о моде. Каждый год в вузах открывается все больше экологических специальностей. Будут ли они востребованы?
- Когда пять лет тому назад в рамках координационного совета при правительстве Санкт-Петербурга мы сделали попытку определить востребованность будущих профессионалов-экологов, то выяснилось, что потребности в экологах для города довольно значительны. Предполагается, что профессия эколога должна быть высокооплачиваемой, как во всех западных странах. Проблема трудоустройства экологов решится сама собой, если мы перейдем на западные стандарты природопользования. А этот переход зависит и от экономического, и от правового обеспечения, да и вообще от общего экономического положения в стране.
- Экологи-профессионалы - это замечательно, а для населения предполагается ли проведение просветительских акций?
- Приведу только один пример. На базе ГУП "Водоканал" сейчас создан промышленно-образовательный центр "Мир воды", который будет заниматься просвещением населения в вопросах водопользования. Зачастую экологические проблемы служат страшилками, и мы боимся того, чего не надо бояться. И если бы вслед за "Водоканалом" другие организации взяли бы на себя просветительские функции, то от этого все бы только выиграли. А то иногда доходит до абсурда - немцы приезжают и учат нас, как экономить электроэнергию.
В начале этого года президент подписал Закон об охране окружающей среды, и большой раздел в этом законе посвящен формированию экологической культуры. Сейчас главная задача - чтобы молодой человек понял, что быть экологически культурным значит быть модным, цивилизованным. Ведь для молодежи главное быть современным, живущим в духе времени. Так вот, если мы будем воспитывать моду на экологическое просвещение, то это будет благом для всего общества в целом.
Смотрите также:
- Образование - это работа. В вузах города привлекают таланты и учат думать →
- Людмила Вербицкая: «Потеряем язык - потеряем страну» →
- Образование — опора в жизни →