Успеем до Нового года?

   
   

Наша жизнь во многих отношениях становится цивилизованнее, но одна из сфер, где время будто бы остановилось, - почта. Здесь до сих пор можно увидеть очередь. Говорят, отправишь письмо в Москву - чуть ли не месяц может идти, при царе Горохе, наверное, быстрее было. А в отделениях, даже в тех, что на Невском, лет двадцать ремонта не было. Да и персонал суровый, обращается с народом строго.

При всем том, когда прошел слух, что городские власти хотят закрыть чуть ли не сто отделений, народ вышел с плакатами и лозунгами. Пенсионеры со слезами говорили, что если еще и ездить куда-то придется, просто не переживут.

По официальным данным, за прошлый год объем почтовых отправлений увеличился на 30 процентов, в этом году - и того больше. Горожанам почта нужна, особенно это становится очевидным в преддверии Нового года, когда нужно поздравлять родных и знакомых. О том, как ведомство собирается справляться со своими многочисленными проблемами, наш разговор с генеральным директором Управления федеральной почтовой связи по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александром Павловичем ВЕРНИКОВСКИМ.

- Интересно, что резкий рост почтовых отправлений мы ощутили уже с ноября, - рассказывает Александр Павлович. - Как справиться с этим потоком? Привлекаем дополнительные силы - студентов и даже сотрудников управления. Это ручная работа, автоматизации никакой нет, индексы давно уже никто не пишет. Посылочные машины еще работают, а письма обрабатываются по старинке.

Мы заказали и уже вторую неделю распродаем 600-тысячный тираж поздравительных открыток на любой вкус - от суперсовременных до воспроизводящих сюжеты 100-летней давности. И еще мы организовали в некоторых отделениях специальные места для продажи открыток. Ведь если они у оператора за стеклом, плохо видно, а если к тому же очередь, то покупатель и время терять из-за открыточки не будет. К Восьмому марта хотим такую специализированную торговлю расширить.

- Успеют ли новогодние поздравления дойти, очень уж долгие сроки, до Москвы чуть не месяц, по городу - дней десять?

- Ваши сведения устарели, почта идет быстрее. В Москву некоторое время назад у нас ходил через день почтовый вагон (из-за дороговизны тарифов пришлось убрать почтовые вагоны из скорых поездов), сейчас в столицу отправляем автомобиль, причем мы внедряем контейнеры, что позволяет ускорить разгрузку. Ставим задачу, чтобы в новом году письмо в Москву доходило за три-четыре дня, а местное по Питеру - на второй день. Для этого мы ввели конверт с зеленой полосой - петербургский. Возможно, он будет продаваться в Москве, а у нас - столичный с синей полосой. Изменена система выемки писем из почтовых ящиков, кстати, их в городе насчитывается только действующих 1 миллион 66 тысяч. Раньше было принято забирать письма по вечерам, но теперь на улицах в это время такие пробки, что машина может час простоять. Мы решили делать выемку корреспонденции ночью и сразу же ее сортировать.

Служба безопасности

- И все-таки, почему из-за границы - из Америки, Германии, Эстонии - письма доходят быстро, а вот от нас туда - на порядок дольше? А иногда и вовсе не доходят. Между прочим, приложения нашей же газеты не всегда попадают к подписчикам в области. Отсюда отправляем полный комплект изданий, а на местах утверждают, что пришло на несколько экземпляров меньше. И концов не найти.

- Вы говорите в целом, а чтобы разобраться, мне нужно знать каждый конкретный случай. Хищения на почте всегда были, и в советское время. Несколько лет назад у нас создана служба безопасности, которая проверяет каждый такой факт. Выяснилось, к примеру, что, бывает, даже на посту ГАИ просят газетку. Или за то время, пока машина шла в международный аэропорт, успевали красть. Сейчас по международной корреспонденции дела улучшились, воровства стало меньше. Кроме того, у нас есть служба розыска пропавших отправлений. По каждому случаю нужно обращаться с заявлением в свой межрайонный узел связи. Если что-то потерялось, почта несет ответственность и компенсирует убытки.

Сократить очереди

- Деньги по почте переводить долго и дорого.

- Все тарифы устанавливает государство. Есть обычный перевод, а есть электронный, он даже дешевле, а доходит на второй день. Конечно, не во всех населенных пунктах страны есть такая услуга, вам на почте точно скажут, где это возможно.

- А вот есть ли возможность сократить очереди в дни выдачи пенсий?

- Очереди часто возникают потому, что работает один кассовый аппарат, а нужно бы два. Между прочим, с кассовыми аппаратами вообще была история. Год назад постановлением правительства запретили использовать устаревшие. А у нас все аппараты были тридцатилетней давности! Чуть не перешли на ручное обслуживание, как лет сто назад. Но все-таки сумели технику заменить, а дополнительно купить пока нет возможности. Работники почты и при этих условиях могли бы уделять пенсионерам больше внимания, свободные сотрудники могли бы помочь загруженному оператору. И еще хочу напомнить, что теперь пенсию, по существующей технологии, можно получить в любой день.

Кстати, проведенные недавно переговоры с банком "Петровский" дают надежду на то, что количество кассовых аппаратов в крупных отделениях будет увеличено.

Подписка

- Знаете ли вы, что в последние годы почта не занималась подпиской? Вернее, занималась, но не для себя, а для ООО "Курьер", "Петербург-экспресса", ЗАО "Пресс-информ". Петербург был единственным городом в стране, где эти функции передали частным фирмам, при том что они использовали наши площади, сотрудников. Государственная почта несла затраты, а доходы получали другие. Населению во всех хитросплетениях трудно разобраться, люди не понимали, что подписку делает не почта, даже в Министерстве связи были не очень-то в курсе. Теперь Управление федеральной почтовой связи возвращает себе наше исконное дело - подписку и доставку - и несет за эти услуги ответственность. Для подписчиков у нас свой каталог, почтовый. Я не против конкурентов, пусть потребитель выбирает, кто лучше. В Ленинградской области мы всегда делали подписку сами.

Дамы ищут кавалеров

- И все-таки, как почте выйти из допотопного состояния?

- Необходимо техническое перевооружение. Есть государственная программа "Электронная Россия", связанная с компьютеризацией. В Ленинградской области мы начали ее еще раньше, хотя раздавались голоса, мол, кому в деревне это надо. Организовали в каждом районе пункт, где сидел программист, он мог выполнить пожелание клиента или даже научить того, как, к примеру, сделать и отправить электронную открытку. Интернет-услугами стали пользоваться бизнесмены - смотрят состояние оптовых рынков Петербурга, для этого уже не нужно самим мотаться в город. Понадобился компьютер студентам, и - совершенно неожиданный поворот - женщины с его помощью стали искать себе зарубежных женихов!

В Петербурге создается 12 таких компьютеризированных узлов, мы хотим дополнить эти центры ксероксом, факсом и прочими новыми для почты услугами. Первый такой центр открывается на Московском проспекте. Нам бы найти инвестора, чтобы помог оснастить все 290 отделений связи! Мы бы постепенно эти затраты возместили, и даже с прибылью. Сейчас Интернет-услуги на почте стоят от 30 до 50 рублей.

- Техническое перевооружение с места сдвинулось, а зарплата почтальонов и операторов?

- В начале прошлого года зарплата была 1,5-2 тыс. рублей, сейчас - 2-2,5. Конечно, это все равно мало, учитывая, что работа почтальона в наше время стала небезопасной. С 1 января опять будем повышать зарплату. Текучесть кадров удалось сократить.

Угроза существует

- Ну а что же с идеей городских властей сократить количество отделений связи?

- Угроза до сих пор существует. Причем зарятся на отделения, расположенные в самых бойких местах - на Невском, у метро. Хочу напомнить, что с начала года правительство города в два с половиной раза увеличило почте арендную плату, приравняв ее к коммерческим структурам. При том, что мы не можем повышать тарифы на услуги - их устанавливает государство. У почты начали расти долги по арендной плате, и Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) подал в суд на выселение отделений за неуплату. 10 судов в городе мы проиграли, но федеральный суд отменил решения местного. Депутаты городского ЗакСа приняли закон о поддержке почты и преодолели наложенное на него губернатором "вето". Удивительно, как история с "вето" вообще могла произойти, ведь в законе сказано, что почта является одной из важнейших социальных структур государства. Но на федеральную собственность продолжают зариться.

В Ленинградской области подобный закон действует уже семь лет, в этом году Валерий Сердюков даже выделил полтора миллиона рублей на обновление транспортного парка областной почты. Ну а в городе на 20 января намечено очередное заседание суда, на котором Петербургская почта будет отстаивать свои права в соответствии с федеральным законодательством.

Мне очень жаль, что все это отвлекает от работы.

Смотрите также: