Как сказал Игорь Спасский, за последние десять лет мир очень далеко шагнул в области глубоководных работ. Россия же соответствующими технологиями не обладает, и без иностранной помощи нам никак не обойтись. Но внутрь подлодки пойдут только российские добровольцы. Сейчас 12 водолазов продолжают тренировки на аналоге "Курска" - субмарине "Орел": с завязанными глазами учатся перемещаться по подлодке на ощупь. В воскресенье они вылетят в Осло, где к ним присоединятся 6 норвежских водолазов. После 10 дней пути на морской платформе "Регалия", оборудованной специальной техникой для водолазных работ, водолазы прибудут в район гибели "Курска". Таким образом, 18 октября, если волнение на море не превысит 5 баллов, можно будет начинать операцию. В корпусе "Курска" с помощью специального оборудования вырежут 7 отверстий размером 1 на 0,7 метра. Один норвежский и два российских водолаза спустятся к подлодке. Норвежец останется в водолазном колоколе. Один из российских водолазов с видеоаппаратурой попытается проникнуть внутрь субмарины, второй будет страховать снаружи. Длина водолазного шланга составляет не более 20 метров, но этого достаточно, чтобы осмотреть лодку в пределах одного отсека. Что может ожидать водолазов внутри субмарины, предсказать невозможно.
Найденные тела подводников поместят в эластичные мешки и на тросе поднимут на "Регалию". Но, по самым оптимистичным прогнозам специалистов, поднять удастся не более 20-30% экипажа. При этом риск операции очень высок, и она может быть свернута в любой момент.
Других работ, кроме поиска тел, по утверждению Спасского, водолазы выполнять не будут. И ничего нового о причинах аварии узнать не удастся, так как все приборы, регистрировавшие последние часы жизнедеятельности субмарины, находились в разрушенном втором отсеке.
Очевидно, что подъем тел подводников носит политическую окраску. Вопрос о целесообразности столь рискованной операции, результат которой ставят под сомнение сами разработчики, не рассматривался. Как заявил Игорь Спасский, "мы просто выполняем распоряжение президента", и заверил, что отверстия, которые проделают в субмарине осенью, не ослабят корпуса лодки и не осложнят ее подъем будущим летом. Но очевидно, что и не облегчат.
В том, что "Курск" поднимут, на "Рубине" не сомневаются. Но пока технические предложения зарубежных фирм не устраивают специалистов. Однако примерная схема операции уже определена. На первом этапе необходимо выяснить, в каком состоянии находится первый отсек, и отрезать его от субмарины. Возможно, он настолько разрушен, что уже не соединен с остальным корпусом подлодки. Затем при помощи специальных захватов подлодку поднимут и отбуксируют в Мурманск. Только тогда можно будет извлечь тела всех погибших подводников и окончательно решить, что послужило причиной трагедии.
Пока по-прежнему существует три версии: столкновение, детонация боезапаса, глубоководная мина времен Второй мировой войны. Последнюю неделю на месте трагедии работало исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". При помощи глубоководных аппаратов "Мир" со дна были подняты многочисленные обломки субмарины. Некоторые из них классифицировать на месте не удалось. Сегодня обломки уже доставили в Питер и с ними работают военные и специалисты "Рубина". Возможно, результаты исследования позволят "выстроить версии по ранжиру". Единственное, в чем можно быть уверенным на сегодняшний день, - экологической катастрофы не произошло. По утверждению Игоря Спасского, реакторы подлодки "глубоко спят". Специалистам "Рубина" удалось сделать замеры на прочном корпусе, и никаких отклонений от нормы не зарегистрировано.
Смотрите также:
- Игорь Спасский: «Творец все время недоволен» →
- Игорь Спасский: "Творец все время недоволен" →
- 500 метров под водой →