Хотя спектакль будет показан на сцене знаменитого БДТ, да и некоторые из участниц - его актрисы (Усатова, Шарко, Крючкова), это спектакль не Большого драматического, а столь распространенная в наше время антреприза: артисты разных театров собраны для участия в одном проекте. Аду Роговцеву пригласили даже из-за границы - из Украины.
Антреприз в последнее время организуется много, москвичи просто-таки задушили ими Питер. Дело прибыльное и, к сожалению, халтурное: берется пьеса на двух-трех артистов, в темпе репетируется, из декораций достаточно стола и стула.
Петербургская организация творческих работников "Театральный дом" решила показать, что антрепризные спектакли могут быть и высокого уровня. Репетиции начались еще в апреле, продолжались полтора месяца, а к концу лета, с приближением премьеры, группа уехала в Сестрорецк и репетировала там, вдали от городской суеты, с утра до вечера. Декорации заказали самому Эдуарду Кочергину, народному художнику России, Лауреату государственной премии, главному художнику БДТ.
В сентябре два раза спектакль уже был сыгран в ДК им. Горького, сейчас - продолжение премьерных показов (кстати, знатоки утверждают, что лучше смотреть не самые первые представления, а подождать, пока актеры "сыграются"). Ну а нашему корреспонденту повезло присутствовать при рождении спектакля - на одной из заключительных его репетиций.
Скамейка
Откровенно говоря, меня больше всего интересовало, как это режиссер справится сразу с пятью звездами. (Покладистый характер у актрис, тем более известных, практически не встречается.) Действительно, временами приходилось Вячеславу искренне сочувствовать.
...Вот рабочие втаскивают на сцену только что привезенную из мастерских красивую садовую скамейку, на которой героини должны восседать в течение спектакля. Поначалу прибытие реквизита вызвало радость, но вот актрисы стали его "обживать"...
- Если я сяду глубже, меня не будет видно! - заволновалась Нина Усатова.
- Зачем она такая пологая? А как мешают эти ужасные поручни! Посадить бы сюда того м..., который ее сделал, - решительно высказалась Светлана Крючкова.
- Невозможно сесть, чтобы выглядеть красиво, - подлила масла в огонь Ада Роговцева.
Лишь Зинаида Шарко сохранила спокойствие: "Однажды на киносъемках я увидела, что артист ходит с подушечкой. На площадке же много приходится сидеть и ждать. Такая маленькая, удобная подушечка, у моей героини, кстати, она вполне могла бы быть".
- Подушки всем! - пошутил обессиленный дискуссией режиссер. Но на этом тема скамейки и подушек исчерпана еще не была.
- Попробовали бы они сделать такие декорации для БДТ, - не сдавалась Крючкова. - Басилашвили один раз сказал прямо в глаза художнику: "Это декорации для мартышек!" На этой скамейке играть нельзя. Пускай они за свой счет переделывают. Знаете, сколько они за это получили?
Обсуждение приобрело новый интересный поворот, пока режиссер не повысил голос: "Рассаживайтесь! Опустить занавес. Начнем сцену сначала".
...Но даже из-за занавеса слышался возмущенный голос Светланы: "Если мы будем терпеть издевательства, то в этой стране никогда ничего не изменится".
Репетиция продолжилась, только когда из глубины зала Долгачев мрачно пообещал: "Сейчас убью всех".
Кукареку!
Кстати, и по пьесе героиня Светланы Крючковой - самая активная и предприимчивая. Режиссер верно угадал исполнительницу, хотя сама Светлана призналась, что, прочитав сценарий, увидела себя совсем в другой роли: "Моя героиня Урсула - очень расчетлива, а я абсолютно нет, никогда не помню даже, сколько денег в кошельке. Но Урсула - мотор, тянет энергетически всю компанию, заставляет шевелиться, менять тактику, держаться на плаву, чтобы зарабатывать деньги".
Нужно заметить, что героинь связывает общее дело, которое они называют бизнесом. И профессия у всех одна. А вот какая - Светлана просила до премьеры не говорить. Впрочем, спектакль уже был показан, так что тайное стало явным: все пятеро - проститутки с многолетним стажем и таким давно сложившимся кругом клиентов, что отношения приобрели прямо-таки семейственность и трогательность. Бизнес возглавляет Мадам в исполнении Зинаиды Шарко. Она самая шикарная и элегантная среди своих "девочек", а вот героиня Ольги Антоновой по имени Вера - самая легкомысленная и порывистая. В одной сцене, размахивая сумкой, актриса вприпрыжку бегает вокруг злополучной скамейки. Темперамент Антоновой переливается через край. В другой сцене, когда героиня заявляет: "Я бастую", у Антоновой это получается слишком серьезно. Неожиданно режиссер предлагает: "Оля, скажите "кукареку". - "Кукареку", - растерянно повторяет актриса. "Пусть с такой неуверенной интонацией и звучит ваша реплика".
...А Нине Усатовой, произносящей монолог, советует: "Сделайте все то же самое, только шире! Ваши слова должны быть очень весомыми. Вот-вот, умничка!" Усатова импровизирует, предлагает свои варианты, осмысляет поступки героини и ее подруг с точки зрения здравого смысла: "Знаете, в чем вранье?"...
Покладистее всех на площадке выглядит Ада Роговцева. Игра у нее точная, элегантная, режиссер доволен.
Кто хозяин голубятни
Как ни своевольны и капризны звезды, режиссеру удается их утихомирить, хотя подчас он на грани нервного срыва, и, как расшалившимся детям, приходится и пригрозить: "Если кому-то не нравится - пожалуйста, не будете играть". Но Вячеслав продемонстрировал такой запас терпения, любви к актрисам, что, глядя на репетицию, в голову приходит фраза "в жизни всегда есть место подвигу". А еще Вячеслава спасало чувство юмора. Бурный словесный поток Крючковой по поводу недостатков скамейки он охарактеризовал как "Ленинградское радио". Заботящейся о том, хорошо ли она будет видна, Нине Усатовой не забывал повторять: "И зрители тебя увидят". Ольге Антоновой, у которой никак не выходила сцена, заявил: "Я умру, если ты этого не сделаешь". Чаще же всего говорил актрисам: "Умничка. Молодец".
Ну а скамейку все-таки пришлось переделать.
Смотрите также:
- На роль утвердил Булгаков. Татьяна Ткач о мистических совпадениях и душе →
- Сергей Мигицко делится секретами →
- Завихрение братьев Носковых →