Братья Носковы - уникальное явление Петербурга. Родом из Новой Каховки, оба они стали известными актерами: старший, Андрей, играет в БДТ, младший, Илья - в Александринке (всероссийскую популярность ему принесла роль Фандорина в фильме "Азазель"). Братья давно мечтали поработать вместе, и вот 24 и 25 апреля на сцене Театра на Литейном состоится премьера спектакля "Путешествие" (Фантазии на тему Лема)".
- Почему именно сейчас удалось реализовать проект? Спонсор, наконец-то, нашелся?
Илья: Меценат. Деньги были положены в копилочку, и можно было начинать работать.
Андрей: Звезды наконец-то совпали. Мы уже начинали один проект, но пришлось заморозить. А главная идея та же: использовать нашу похожесть и разность. Интересно - одни люди считают, что мы абсолютно не похожи, а другие - что очень. У меня, например, на улице иногда просят автограф как у Ильи.
Илья: А у меня спрашивают, я ли снялся в рекламе. А это Андрей.
- Как же отыскали пьесу про "похожесть и разность"?
Андрей: Ее написал режиссер Андрей Дижонов. За основу взят один из рассказов цикла Станислава Лема о путешествиях Ийона Тихого. Пьеса досочинялась, и дорабатывалась всеми нами в процессе репетиций. Это история о том, как у космонавта поломалась ракета, ему нужно завинтить гайку, а он один это сделать не может. Из-за поломки попадает в петлю времени, к нему начинают приходить его двойники из разных дней недели, с которыми он пытается договориться о завинчивании гайки. Это встреча с собой, неизвестным.
- Во время репетиций ссорились?
Илья: Спорили.
Андрей: Потому что материал провоцирует на разные варианты - про что это можно сделать? Например, про то, как человек сходит в космосе с ума, у него начинается раздвоение личности, или про то, как человек не может договориться сам с собой, или про то, как на одну и ту же вещь смотришь по-разному утром и вечером. Гравитационные вихри позволяют занести героев куда угодно.
- На афише значится, что спектакль представляет Театральное товарищество "Носковы и компания". Вы создали коммерческую организацию?
Андрей: Да, у нас есть директор, администратор, продюсер. Создавали ООО по всем законам, советовались с юристами. Но вообще это, действительно, компания друзей.
- В Москве бурно развивается молодая драматургия и режиссура, в Питере - в гораздо меньшей степени. Почему?
Андрей: В Петербурге много интересных явлений, но нет тенденции. Все порознь, не принимают друг друга. В Москве молодые объединились, пожертвовали амбициями ради идеи.
Илья: У нас часто пытаются сделать что-нибудь качественное, долго рожают, думают, да так и не доходят до премьеры. А в Москве идет поток, много ошибочного, но встречаются и качественные вещи.
Андрей: Между прочим, это одна из тем нашего спектакля: человек ошибается, возвращается, идет другим путем. А еще наш спектакль по своей сути - экспериментальный, но мы намеренно играем в зале Театра на Литейном, потому что хотим уйти от студийной подвальности.
- Человек ошибается, раздваивается, а гайку-то в конце концов ему удается завинтить?
Андрей: Удается!