Спасайся. Все по норам!

   
   

Послевоенное поколение выросло беспечным. Даже когда начали бомбить Грозный, а потом Белград, мы полагали, что это достаточно далеко от нас. После сентябрьских событий в Нью-Йорке стало ясно, что неплохо бы проверить свои собственные бомбоубежища на предмет боеготовности.

Каждому - по хоботу

Служба МЧС и ГО обижается, когда убежища называют "бомбоубежищами", поскольку они предназначены не только для спасения от вульгарной бомбардировки. Полагается говорить "убежище" или "укрытие". Когда-то в нашей стране убежища строили с размахом и охотой. Это было время роста объема резиновой промышленности за счет массового изготовления противогазов и резиновых сапог химзащиты. А теперь во многих убежищах находятся заведения, к чрезвычайным ситуациям никак не относящиеся. Где-то склад, где-то - подростковый монархический клуб, где-то - клуб ночной и престижный типа "Грибоедова". Все они в случае ситуации "Ч" должны в 12 часов убраться вон - таков закон. А если у запертого на замок склада в течение этого времени не обнаружится хозяин? Тогда придется ломать двери, которые потом должны плотно закрываться. Правда, есть ушлые чиновники, которые пытаются списывать помещения бомбоубежищ, а потом продавать коммерсантам под склады. Одних ловят и наказывают за такие штуки, другие успевают провернуть дельце.

Можно и не пускать арендаторов в подвальные убежища, но, во-первых, то ли будет время "Ч", то ли не будет, а так денежки набегают, а во-вторых - подвал обжитой всяко лучше запущенного. Кстати, сильно запущенное большое бомбоубежище, как оказалось недавно, - шикарная натура для киношников. Новый сериал, посвященный деятельности МЧС, месяц снимали в таком подземелье. А в Москве начинают строить подземные паркинги, которые в случае чего будут использоваться как убежища.

В целом по городу ситуация выглядит так. В наших убежищах может спрятаться около 75% населения. Лучше всех содержат свои укрытия Центральный, Кронштадтский и Курортный районы. Но это укрытия, в основном расположенные на предприятиях.

Коллектив - и в подвале коллектив

Поддаются нажиму со стороны МЧС только производственные укрытия. Как правило, руководители предприятий понимают необходимость таких расходов и в меру своих способностей и заработков предприятие заботится об убежище. Кое-где, как на "Водоканале" например, в укрытии есть не только дизельные установки и запасы продовольствия и медикаментов, там предусмотрены кабинеты для руководителей предприятия, чтобы они из-под земли могли следить за своим хозяйством. "Водоканал" - это городская вода, без нее любая чрезвычайная ситуация станет в несколько раз чрезвычайнее. А пока в убежище играют в бильярд.

Практически не на что рассчитывать индивидуалам. Ведь система убежищ была разработана в советское время, где на предприятиях или в крупных учреждениях не работали только дети и старики. Сортировка населения таким образом проводилась быстро: работаешь - спасайся по месту работу, иждивенец - беги к своей жилконторе. Но множество мелких контор, предприятий, магазинчиков и рыночных торговцев - их куда девать? Муниципальные убежища на такой наплыв не рассчитаны. Убежища на предприятиях совсем не намерены кормить, поить и давать дышать своим воздухом пришлым гражданам.

С собаками вход воспрещен

"Приличное убежище" выглядит примерно так. Это большое многокамерное помещение подо всем домом, низкое и сумрачное, отгороженное от лестницы тяжеленной дверью с мощными запорами. Запирается наглухо через 12 минут после начала воздушной тревоги. Ржавая раковина, облезлый унитаз, деревянные лавки или нары рядами, баки с питьевой водой, огнетушители. Над головой - подвальные трубы, в углу - воздухозаборник с фильтром и центрифугой, которую, в случае отключения электроэнергии, придется вертеть руками. К сожалению, очень многие фильтры раскурочены - кто-то решил, что там содержится платина. Если подвал и лестницу засыплет, придется метров 15 лезть по трубе - это аварийный выход - и выбираться через симпатичный грибочек посередине двора.

Согласно правилам внутреннего распорядка, в убежище можно тихонько разговаривать, слушать радио, 2 раза в день кормиться и вообще сидеть тут до трех суток. Животных в убежище не берут. Какие животные - там на человека по нормативам полметра площади приходится. А в случае необходимости эти нормативы еще и ужимаются - может произойти уплотнение на 12% от общего населения подвала.

Кто не работает - тот не прячется

В большинстве обычных гражданских убежищ (созданных для "жителей", а не "работников") затхлый воздух, душно, по стенам течет вода, булькают крысы. Теоретически эти убежища при объявлении ситуации "Ч" в течение 12 часов должны заполниться едой, питьем, медикаментами, свежим воздухом из включенной вентиляции, в унитазах и раковинах запоет водопроводная вода. Практически это возможно только после месяца капремонта. В иных убежищах все по колено залито тухлой водой из лопнувших труб.

Формально такие убежища находятся в непосредственном ведении конкретных жилконтор. У специального человека есть ключи от этих помещений, план местности и схема принимаемых мер. Но ко многим из подвальных убежищ ключи не нужны - двери взломаны. А где не взломаны, то заперты на такой ржавый замок, что сразу видно: открывали его последний раз еще при советской власти.

Смотрите также: