На прошлой неделе на Невском произошло ЧП: дотла сгорел маршрутный автобус. Жертв, к счастью, не было. Причиной сразу объявили неудовлетворительное техническое состояние машины. Нет, в общем и целом автобус был исправен, только очень старенький, с таким всякое может случиться. Бывалые водители добавляют: ничего бы не случилось, не будь на Невском пробок. Нагрузка-то на технику дикая, вот она и не выдерживает.
Последние несколько недель в центре действительно творилось что-то дикое. Ездить удавалось только машинам со спецномерами и мигалками, остальные больше стояли. Крутые "Мерседесы", пугая пешеходов, пробирались по Невскому прямо по тротуарам. Причин тому множество. Например, активизировались дорожные работы, и многие улицы перекрыты. На капремонте Пантелеймоновский мост. На Невском мостят тротуары, да еще новые светофоры работают не пойми как. Включили их еще в конце мая, но автоматизированную систему управления дорожным движением запустили только сейчас. До этого функцию АСУДД взяли на себя гибэдэдэшники, которые вручную пытались регулировать работу светофоров. Помогало мало. Подмечено: как только человек с полосатой палкой становится к пульту управления, движение на перекрестке вообще останавливается. Лучше б отсекал торопыг, пытающихся проскочить на желтый свет.
Давно понятно, что центр города уже не справляется с транспортным потоком. В свое время городские власти Лондона, столкнувшись с аналогичной проблемой, решили ее кардинально. Взяли да и перелопатили в один прекрасный уик-энд всю схему движения транспорта в городе. В первую очередь сократили количество въездов в центр. Дорожный кошмар длился несколько дней. Потом все "устаканилось", и сегодня довольны все. При этом, ко всему прочему, задымленность центра снизилась там сразу на 15%.
У нас к таким кардинальным переменам никто не готов. Наоборот. "Чем меньше трогаешь организацию движения в городе, тем лучше, - считает начальник отдела организации дорожного движения ГИБДД Петербурга и Ленобласти Александр Ионков. - Что-то менять можно только в случае крайней необходимости". По-видимому, крайняя необходимость настала для Староневского. В минувшие выходные схему движения здесь все-таки изменили. На участке от Полтавской до площади Восстания введено одностороннее движение. Чтобы проехать от Невского проспекта к площади Александра Невского, надо будет свернуть на Гончарную, Полтавскую и только потом на Староневский. Маршруты троллейбусов не изменятся.
Инициаторы перемен уверены, что эта мера позволит разгрузить площадь Восстания и Невский. Скептики уверены в обратном. Узкая Гончарная, где сейчас паркуются все кому не лень, просто не справится с потоком машин, двигающихся со стороны Невского. И здесь будет очередная пробка. Эти соображения не смущают Александра Ионкова: "Стоянку на Гончарной мы поначалу отменим. И вообще, я оптимист, и в одном совершенно уверен - хуже не будет". И правда, хуже уже некуда.
P.S. Техническая сторона пробок. Из примерно 900 городских светофоров 700 требуют реконструкции. В год удается отремонтировать не более 30 штук. Поэтому они постоянно ломаются. В лучшие дни в "черном" режиме в городе одновременно работает с десяток светофоров, в худшие - до полусотни. Не лучшим образом обстоят дела с дорожной разметкой. Соответствующим службам не на что купить краску. По словам Александра Ионкова, чтобы произвести качественную разметку, необходимо около 80 миллионов рублей. В нынешнем году на эти работы город выделил всего 6,2 миллиона.