15 июня в театре "Буфф" премьера мюзикла "Мандрагора", танцы в котором поставил хореограф Эдвальд Смирнов. Он много лет сотрудничает с театром, а не так давно стал его главным балетмейстером. Впрочем, круг профессиональных интересов чрезвычайно широк: эстрада, кино, даже куклы. Смирнов работает со звездами фигурного катания Урмановым, Плющенко, Ягудиным.
Недавно поставил балет на льду "Три мушкетера" в Детском ледовом театре. Еще одно не очень-то распространенное в практике профессиональных балетмейстеров занятие - шоу в ночных клубах. При том, что Смирнов активно сотрудничает и с Мужским балетом Валерия Михайловского, и со звездой Анастасией Волочковой. И даже с Мариинским театром - ставил танцы в опере.
Началось с Квазимодо
- Как получилось, что от классического балета забрели в такие отдаленные сферы?
- Был молодым артистом, когда в Ленинград приехал Марсельский балет знаменитого Ролана Пети с "Собором Парижской Богоматери". Им нужны были мужчины в массовку, и я участвовал. Вот тогда понял, каким может быть искусство! Пети соединил классику с модерном, а сам танцевал Квазимодо так, что сердце сжималось, я сопереживал! В нашем же балете смотришь холодно: ну умерла Одетта так умерла...
- Не слишком ли далеко от искусства шоу для ночного клуба?
- Мне и это интересно - видимо, конкурсант по натуре, хочется сделать как ни у кого. Поставил в "Астории" несколько программ, последняя - "Страсти по Бродвею". Здесь хорошая труппа, в основном женская, и та доля эротики, секса, которая есть в шоу, мне кажется, вообще в искусстве необходима. Когда работаю с серьезными балеринами, требую, чтобы они на сцене были женщинами, а не бесполыми существами. Потому что и Уланова была женщиной, - да, скромной, целомудренной, но за ней хотелось ухаживать.
Поставил номер под арию Лучано Паваротти - это в ночном-то клубе. И хорошо принимают. А как-то подходит ко мне новый русский: "Слушай, я тут такую музыку поймал, когда в тачке ехал: Чего-то про времена года". - "Так это Вивальди, наверное". - "Слушай, сделай в Филармонию два билета".
Фигурист ошибается один раз
- Однажды Алексей Мишин пригласил, чтобы я поставил хореографию в программах Алексея Урманова. Мы сделали две - на музыку Россини и Верди, - Алексей стал тогда олимпийским чемпионом.
- А вас как балетмейстера не раздражает, что время от времени спортсмен должен прыгнуть, сделать какой-нибудь "тулуп"?
- Раньше очень раздражало, но потом принял условия игры. С одиночниками, конечно, сложно, вот с парниками можно накрутить поддержки, интересные переходы. Зато у одиночников очень эффектно выглядят вращения, - старался ребятам придумать такие навороты, которые никто в мире не делает. Евгению Плющенко ставил произвольную программу, с которой он стал чемпионом мира. Я много работал с фигуристами за рубежом - чемпионами Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, они очень артистичны, но до наших далеко.
- Трудно со звездами?
- Нет. Мне очень нравится, что дисциплина в спорте железная, как в балете. А вот смотреть - сплошные нервы. В спектакле, если что не вышло, артист в другой раз повторит, а тут год со спортсменом работаешь, только что на тренировке все было идеально, и вдруг - срыв...
- А самому постановщику надо уметь кататься?
- Я не умею и считаю, что даже помешало бы: какие-то вещи придумываются лучше, если ты - человек со стороны, глаз незамыленный.
- У вас ведь есть спектакль, в котором соединены и сцена, и лед.
- Мюзикл "Анна Каренина", поставленный в Финляндии. Там я действительно применил весь свой аресенал - классический и народный танец, даже трюки, в сцене на катке пригодился опыт работы с фигуристами. Финны много писали о моем ноу-хау (улыбается). Танцевали русские ребята. Но вообще за рубежом нашими соотечественниками наелись, в чешских театрах видел вывеску: "Нужны артисты балета. Русским не обращаться". Почему? Ведут себя не очень чистоплотно: поманят их, например, из Германии, где гонорары больше, и, плюнув на договор, могут уехать.
Без клубнички
- С Мужским балетом Валерия Михайловского сделал недавно спектакли "Танго для русских" и "Орфей". Журналисты тут же начали расспрашивать насчет "клубнички": Отвечаю, что мне все равно с кем работать - мужчинами или женщинами. И все-таки в мужском танце есть "сермяжная правда", ведь в старинном театре все роли играли мужчины. Как-то увидел в японском "Кабуки" спектакль, в котором старик играл роль матери так, что в зале рыдали. Или "Служанки" Виктюка - с этим режиссером довелось сотрудничать, - ни одна женщина не сделает того, что эти артисты.
- Самая оригинальная ваша работа?
- В кино. Мне повезло работать с Сергеем Овчаровым. Делал пластику в трех его фильмах. В "Левше" режиссер придумал оригинальную задачу: поставить тарантеллу коню. Идея такая - император переезжает из страны в страну по карте, разостланной на полу. Во Франции его конь танцует канкан, в Италии - тарантеллу. Мастер выездки привел коня и, когда я поделился задумкой, ответил: "Тому, что конь умеет, я учил пять лет. У вас есть столько времени?" Из-за нехватки времени от тарантеллы пришлось отказаться, но вообще конь у нас танцевал.
На фото: Эдвальд Смирнов ставит номер для Анастасии Волочковой.
Смотрите также:
- Не потерять вкус к жизни. Актриса Полина Сидихина о ролях и родителях →
- Михаил Трясоруков: «Людям нужна сказка» →
- Прощеный день в "Комедии" →