Горький хлеб

   
   

Любой горожанин когда-либо наблюдал подобную неприглядную картину. Нет статистических данных, устанавливающих прямую зависимость между употреблением в пищу загрязненного хлеба и случаями инфекционных заболеваний. Но уличная пыль в еде увеличивает наши шансы подхватить какую-либо заразу. Как правило, с заводов хлеб отправляют еще горячим. Пока везут, буханка "дышит" - испаряет собственную влагу и вбирает в себя воздух. Если кузов машины регулярно не мыть и не дезинфицировать, то оседающие на стенах ароматные хлебные испарения способствуют размножению бактерий, которые затем попадают обратно в хлеб.

По самым скромным подсчетам, за сутки петербуржцы потребляют более миллиона батонов и буханок хлеба. При этом ежедневно приблизительно треть всех перевозок хлеба по городу совершается с нарушением санитарных норм. Лотки с хлебобулочными изделиями возят в неприспособленных для этого автомобилях, кузова хлебных машин не подвергаются регулярной санобработке. Стремясь сократить затраты по доставке, при выгрузке владельцы торговых точек отказываются от услуг водителя-экспедитора, имеющего личную медицинскую книжку. При подобной экономии для разгрузки фургонов нанимают случайных людей. Кроме того, хлеб без герметичной заводской упаковки зачастую поставляется в ларьки. А в них отсутствуют и туалет, и вода, да и подсобные помещения как таковые.

Согласно вышедшему в прошлом году закону РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие перевозки продуктов питания, обязаны соблюдать требования нормативных документов и подтверждать их выполнение соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах. Для перевозок хлеба должны использоваться специально предназначенные и оборудованные для этой цели транспортные средства, имеющие санитарные паспорта.

Сейчас доставкой хлеба занимается множество предприятий: транспортные организации, хлебозаводы, имеющие собственные автомобили, разного рода торговые посредники. Мелких оптовиков, имеющих в распоряжении одну-две машины, контролировать сложно: хлеб и другие продукты питания они возят от случая к случаю, так что не всегда удосуживаются обзавестись санпаспортами на свои автомобили. Хлебозаводы, закупая собственный автотранспорт, чаще предпочитают не дорогостоящие специализированные машины, а универсальные "бычки", и уже в последнюю очередь обращают внимание на условия для санитарной обработки машин. Согласно СанПиН 2.3.4.545-96 "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий", хлебозавод обязан грузить хлеб в специально выделенный и чистый транспорт, имеющий четкую надпись "Хлеб", но требование это соблюдается не всеми и не всегда.

Для всех видов продуктовых машин санпаспорта имеют единый образец. В этом документе, в строке "разрешается перевозить", указывается не "хлеб", а "продукты". В случае если это паспорт на хлебный фургон, такой формулировки может быть недостаточно. Совместная транспортировка различных видов готовых пищевых продуктов допускается, но для небольших автомобилей, где продукты можно разместить так, чтобы они не соприкасались между собой, а не для специализированных хлебных машин, в которых такая перевозка не предусмотрена конструкцией.

Мойка и дезинфекция автомобилей должны производиться в автохозяйствах, в специальных помывочных блоках, это требование санитарных правил торговли. Сегодня всем нормативам соответствует только площадка "Хлебтранса". Это отапливаемый крытый комплекс с подведенной к нему горячей и холодной водой, оборудованный системой обработки сжатым воздухом, к которому примыкают очистные сооружения для стока отработанной воды и дезраствора.

При выдаче санпаспорта на автомобиль санитарные службы проверяют наличие у владельца договора на мойку и дезинфекцию кузова, но осуществляются ли они реально? Стоимость обработки одного фургона составляет около тысячи рублей, проводить дезинфекцию нужно каждые пять дней. А если не выполнять санитарные требования, получается ощутимая экономия.

Быстро распространяющееся среди хлебозаводов поветрие на собственный автотранспорт - не такая уж безусловная примета свободного рынка, какой кажется. Заметим, что пищевой концерн Fazer, один из крупнейших в Европе, не имеет на своем баллансе ни единого грузового транспортного средства. Такова логика цивилизованного ведения дел: "чтоб сапоги тачал сапожник, а пироги нам пек пирожник".

Представители служб Госсанэпиднадзора согласны, что сейчас в Петербурге с транспортировкой хлеба дела обстоят не благополучно. В прошлом году Главный санитарный врач по Санкт-Петербургу В. И. Курчанов выпустил предписание "О мерах по обеспечению Санитарных правил при перевозке пищевых продуктов", разъясняющее и дополняющее СанПиНы и прошлогодний федеральный закон. Но еще в городском центре Госсанэпиднадзора считают, что нынешнее положение дел кардинально изменится к лучшему только тогда, когда хлебозаводы будут интересоваться дальнейшей судьбой своей продукции, а торговые точки - тем, в каком состоянии поступает к ним товар, потому что к каждому водителю и продавцу контролера не приставишь. Вот только что нужно сделать, чтобы пробудить в предприятиях сознательность - увеличить количество санитарных рейдов? ужесточить наказание за несоблюдение санитарных норм? выпустить еще несколько циркуляров, призывающих хлебозаводы к ответственности?

Смотрите также: