Примерное время чтения: 8 минут
1407

Фальсификат - не отрава. Почему размываются стандарты качества?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Петербург 16/11/2016
Валерий Христофоров / АиФ

Немногие знают, что больше 30 лет назад, когда современного изобилия не было в помине, в Ленинграде уже создали клуб потребителей. С тех пор борьба за качество не ослабевает. В советское время это требование формулировалось просто: товары или услуги должны соответствовать установленным государственным стандартам. Доходило до абсурда. Так, регламент на обувь предусматривал строгую длину и цвет… шнурков. Сейчас - рынок, а значит, вкусом и кошельком граждан должна управлять конкуренция. Но у нас свои особенности.

«Закон о защите прав потребителей в стране один из самых сильных, но сложность в том, что нормы размываются, а подделки - на каждом шагу, - считает Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. - Конечно, фальсификат - не значит отрава. Однако если под видом сливочного масла продаётся маргарин, напичканный «пальмой» в десять раз дешевле молочного жира, покупая такой продукт, вы переплачиваете в разы».

Кстати, отличить суррогат от добротного продукта просто даже в домашних условиях. Если на бруске сливочного масла при комнатной температуре выступают капли воды - это маргарин. Можно устроить тест и для сметаны. Ложка настоящей в кипятке растворится, подделка так и останется на поверхности.

Категория «Г»

Очень часто товары, которые мы ежедневно приобретаем, не соответствуют заявленным на этикетке параметрам.

«Из 29 образцов молока 14 не отвечали существующим требованиям, - сообщил Владимир Баринов, руководитель государственного центра контроля качества. - Причём 8 - с точки зрения безопасности. Аналогичная картина со сливочным маслом. Из 20 образцов 15 не выдерживают критики. Или на пельменях пишут категорию «А», что предусматривает 90% мяса. Начинаем разбираться, выясняется, что это изделие категории «Г». В буквальном смысле».

«Также сегодня в городе много организаций, занимающихся недобросовестной сертификацией, - продолжает Владимир Баринов. - Можно позвонить таким «специалистам» и без заминок получить соответствующий документ. Это одна из причин, почему так много подделок. Мы регулярно передаём эту информацию в правоохранительные органы, они принимают меры, но конторы появляются снова».

Ремонт после дождя

Фальшивыми бывают не только пельмени, молоко или творог. Для нашего дождливого региона важно, например, иметь непромокаемую обувь. Однако сегодня сапоги и ботинки, не выдерживающие слякоть, обеспечивают 30% всех «обувных» претензий. Дело в том, что ГОСТ, позволявший раньше отстаивать права покупателей в этом сегменте, исчез.

Схватить за руку бракоделов непросто. Нагрянуть внезапно, как это показывают в остросюжетных фильмах, не получится - все инспекции плановые, чтобы не «кошмарить» бизнес. На этом фоне более чем строгими кажутся условия для участников проекта «Петербургская марка качества». Они предписывают четыре раза в год добровольные проверки и выездной контроль. Зато есть гарантия, что всё честно.

«Потребители нуждаются в реальных ориентирах, - поддержала коллег Елена Козьякова, директор Центра независимой потребительской экспертизы. - Они заслужили шить нервущимися нитками, пользоваться эффективным кремом, пить чистую воду. Если это не так, надо добиваться, чтобы деньги за товар вернули, а мы поможем. Только по результатам экспертизы нашего центра покупателям ежегодно возвращается свыше 180 млн руб».

Но потребитель рискует, не только отправляясь в магазин. Немало вопросов вызывают и услуги, которые предоставляет государство. На обеспечение чиновников, так называемые госзакупки, тратятся миллиарды. Однако насколько эффективно они расходуются?

«У нас эта работа ведётся на основании 44-го федерального закона, который предписывает отдать заказ тому, кто предложит меньшую стоимость, - объясняет Наталия Евдокимова, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. - О качестве, похоже, никто не думает. Иначе чем объяснить, что мы видим дороги, разбитые уже на следующий сезон? Крыши, после первого дождя требующие ремонта? Давно говорится о том, что закон надо скорректировать в пользу качества. По принципу - сначала работа, потом оптимальная цена. Но у нас наоборот».

Мнение эксперта

Фирмы-фантомы

Галина Герцева, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Петербургу:

- Продукция, которую сегодня предлагают потребителям, далеко не всегда качественная и безопасная. Нашим управлением за текущий год отобрано свыше 10 тыс. проб продовольственных и промышленных изделий. В итоге среди промтоваров нарушения зафиксированы в 77% случаев. Больше всего - в лёгкой промышленности (88%), производстве машин и оборудования (76%), средствах индивидуальной защиты (64%)… На рынке продуктов не соответствуют установленным требованиям 19% молока и 4% мяса. Виновные привлечены к ответственности на 309 млн руб., конфисковано продукции на 3 млн руб.

Также в городе немало фирм-фантомов. Например, при маркировке указывается производитель, мы выезжаем по адресу, однако нет ни цеха, ни продукции. В таком случае изделия немедленно изымаются из оборота.

Чтобы помочь гражданам получить достоверные сведения, на сайте Роспотребнадзора размещена оперативная информация о результатах проверок и работах, услугах, товарах, нарушающих нормы закона.

Комментарий

На пороховой бочке?

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ:

- Безопасность - ключевой показатель качества, а она у нас сегодня критическая. На днях взрывы бытового газа унесли одиннадцать жизней в Рязани и Иваново. В Петербурге тоже немало старых плит, изношенного оборудования. Его осмотр, обслуживание проводятся нерегулярно, так что сотни горожан сидят, по сути, на пороховой бочке.

А недвижимость? Какой срок службы дома, где находится жильё? Почему в одинаковых по классу и планировке домах компании предлагают метры по разной цене? Ответа нет.

То же с общим имуществом. Типичный случай: люди въехали в новую многоэтажку, а там встроенная котельная. Чья она, жильцов или застройщика? Вопрос непростой, ведь если техника выйдет из строя, кто заплатит за ремонт? И таких нестыковок масса. К сожалению, граждане у нас не знают своих прав, слабо ориентируются в законодательстве. Правда, ситуация постепенно начинает меняться. Даже по работе созданной нами школы ЖКХ видно: её посещают всё больше горожан, люди начинают вникать в суть проблем. Но до порядка ещё далеко.

Взгляд

Любимая сковородка

В России принято считать, что товары, привезённые из Европы, намного выигрывают в качестве по сравнению с отечественными. Но так ли это?

Доктор Хайнц Вильнат, член консультативного комитета Германского института информации для потребителей:

- Несколько лет назад мы проводили сравнительные испытания немецкого и российского рынков. Тогда шампунь «Ворожея» занял одну из первых позиций вместе с ведущими немецкими брендами. А пять видов детских зубных паст, среди 14 общих наименований, были так же хороши, как зарубежные, но намного дешевле. Причём четыре из них, в том числе  «Детский жемчуг» и «Дракоша», получили у экспертов оценку «отлично».

Среди 10 гелей для душа победителем была признана «Фруктовая линия», выпущенная на Урале. Это средство по уходу за кожей оказалось существенно эффективнее, чем немецкие, и стало лидером в своём сегменте. Также семь лет назад я купил в Петербурге две сковородки с маркой «Нева-металл посуда». Одну подарил, а другую привёз домой. Как же я был удивлён, когда утварь для кухни оказалась лучшим подарком! Эта удобная сковородка служит нам до сих пор и в хозяйстве незаменима.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах