Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, ряд государственных и общественных организаций проанализировали качество товаров, продуктов и услуг, которые предлагаются петербуржцам. Выводы неутешительные.
Ядовитый салат
Когда читаешь эти документы, кажется, что подделывают всё. В зоне риска БАДы, медикаменты, стройматериалы, обувь и одежда. Ну а на первом месте, конечно, продукты.
- Лидеры антирейтинга - пельмени. Вместо дорогой говядины туда на 70% кладут более дешёвую курятину и свинину, о чём потребителям на этикетке никогда не сообщают, - рассказал Всеволод Вишневецкий, глава «Общественного контроля». - Также на 70% не соответствуют ГОСТам и регламентам мясные консервы - вместо положенных кусочков в 30 г - сухожилия и соевый белок. На 60% фальсифицированы сливочное масло и творог, на 30% сметана, на 20% мороженое. 70% пирожных не прошли проверку на безопасность, а в целом ряде готовых салатов обнаружены кишечные палочки и стафилококк. Кстати, ядовитый салат стоил 370 руб. за кило и активно раскупался…
Но некачественными бывают не только мясо и молоко. Например, для нашего дождливого города важно иметь непромокающую обувь. Действительность иная: сегодня сапоги и ботинки, не выдерживающие слякоть, обеспечивают 30% всех «обувных» претензий. И что же? Некоторое время назад ГОСТ, позволяющий в этом сегменте отстаивать права покупателей, исчез.
- Раньше существовала методика, когда обувь погружали в воду на определённое время и смотрели, промокла она или нет, - рассказывает Елена Козьякова, директор Центра независимой потребительской экспертизы. - Сейчас этот стандарт отменили. Теперь, чтобы помочь людям, столкнувшимся с таким дефектом, приходится искать у обуви другие отклонения.
Кот в мешке
Также в последнее время на рынке появились мошенники, которых трудно прижать в рамках закона. Прежде всего, это интернет-торговля и услуги связи. Самая распространённая схема - не сообщается о порядке возврата товара, его свойствах и сроке гарантии. На деле это оборачивается тем, что человек покупает кота в мешке. Для Петербурга проблема особенно актуальна, город занимает в России первое место по доле организаций, имеющих сайты, и второе - по доступности Интернета.
- За два года в 1,5 раза увеличилось число обращений граждан, связанных с нарушениями их прав в оказании услуг через Интернет, - сообщила Галина Герцева, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. - К сожалению, не во всех случаях можно применить статьи действующего законодательства, а значит, реально помочь обманутым потребителям.
По признанию контролёров, за последние 10 лет горожане стали жаловаться на подделки и фальсификат в 50 раз чаще.