Между тем потребление молока в России и так отставало от рекомендованных медиками норм. По их подсчетам, здоровый человек должен потреблять в год 380 кг, а мы пока потребляем не более 230. Здоровьем нации, отказывающейся пить родное молоко из-за высоких цен, уже озаботился вице-премьер Виктор Зубков. Запущен в работу проект социальных роликов о пользе потребления молока. В феврале вице-премьер поручил ФАС и Роспотребназдзору разобраться с процессами ценообразования. С 1 марта молоко официально станет социальным продуктом, чья цена будет стабилизироваться. Мы решили узнать мнение руководителей молокоперерабатывающих предприятий и сельхозпроизводителей.
Этикетка золотая и серебряная
17 декабря 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-Ф3 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». В требованиях к информации о потребительских свойствах - 102 пункта. В июле в проекте закона профессионалы нашли около 17 технических неточностей. А 17 декабря, когда регламент грянул как гром, нежную продукцию стали партиями заворачивать из супермаркетов как несоответствующую регламенту. В Петербурге от ситуации с пустыми молочными полками спасли решительные действия правительства города.
Но вопрос, куда девать уже купленную по старым нормативам упаковку, повис в воздухе. В Тверской области у производителей ее будет выкупать областное правительство. В Петербурге инициативу не подхватили.
На кого лягут расходы по выпуску новых упаковок и этикеток, когда старые придется просто выбросить? Неужели на нас, покупателей?
«Верно, вы уже платите, - соглашается один из наших гостей Игорь Борисович Лавренов. - Еще в декабре термоусадочная этикетка на нашу бутылку стоила 1,60 рубля, а теперь 2,10. Цена растет потому, что валюта расчетов у нас - рубль, а цена этикетки - в евро. Поставщик ПЭТ-преформ с марта увеличивает цену на 15%. С января 2009 года тарифы на электроэнергию разом выросли на 30%». Понятно, что в ценник конечного продукта все эти расходы уже заведены, так же как и расходы на торговлю, как бы странно это не звучало.
Мало молока? Так не выливать же!
«Наша продукция в упаковке не нуждается, - говорит гость дискуссии Алексей Андреевич Бородин. - Наши натуральные творог, молоко, сметану прямо в сети «Ашан» фасуют. Платим годовые бонусы (788 тысяч в прошлом году от «Ашана» недополучили, и в контракте это прописано). И соглашаемся, если производитель хочет попасть в сеть, он идет на издержки. Корова дает молоко каждый день, ее не отправишь в отпуск».
Поставщики знают, что сети ставят себе глобальные задачи - обеспечить минимальную цену на свои товары (иначе потребитель уедет в другой сетевой магазин), однако зашедшие «на новенького» понимают, что для покупателя они будут заведомо дороже, чем другое, «примелькавшееся», молоко. Так, вместо стандартных 2-5% торговой наценки на продукцию быстрого оборота новички получат до 30%, но при этом не встанут на заметное место. Бонусы, которые все равно надо платить, ничего не гарантируют.
Часть производителей считает, что надежный способ сбыть свою продукцию - это стать поставщиком так называемых «частных марок» - вроде «Передового колхоза», «Вологодских кружев» или «365 дней». Однако, если в следующем году поставщик передумает «дружить», то всю заказанную для частной марки упаковку ему придется оставить себе. Как и что в нее наливать - остается вопросом открытым.
Сети видят в своих поставщиках своего рода инвесторов. Строить новые торговые комплексы супермаркетам важнее, чем информировать потребителей о том, какое молоко вкуснее или полезней. Вот покупатель и хватает почти бесполезное стерилизованное молоко вместо натурального пастеризованного, не разбирается, чем нормализованное молоко отличается от цельного натурального. Информацию на этикетке читают единицы, чаще берут продукты «по доверию» к компании-производителю или форме упаковки.
- Нужны ли государственные программы или поддержка на местном уровне, чтобы наши дети пили полезное и вкусное отечественное молоко?
Отвечает Игорь Лавренов, директор молочного направления концерна «Детскосельский» и директор по развитию ОАО «Кингисеппский молочный комбинат» (торговая марка LATEO):
- Как директору завода, работающего по уникальной технологии мембранной микрофильтрации молока, мне уже удалось сделать главное: получить сертификат, разрешающий употреблять молоко LATEO в детских учреждениях без кипячения. Это действительно нанотехнология в пищевой промышленности, так работаем мы и еще один завод в Калужской области, специально построенный для обеспечения школьного питания. На выходе мы имеем максимально приближенный к «живому» молоку пастеризованный продукт с удобным сроком хранения - 14 дней.
Поскольку наша компания имеет свой торговый дом, то проблем с поставкой нашего продукта в социальные учреждения мы не испытываем, даже упаковку под «социалку» специальную делаем - один литр. Однако нанотехнологии с экрана телевизора - это одно, а в реальной жизни тягаться с гигантами и титанами массового продукта с понятным массовым качеством нам сложно. Так что без административной поддержки у себя, в Северо-Западном регионе, и при увеличивающихся на все тарифах и ценах нам с нашим уникальным продуктом приходится сложно.
Отвечает Алексей Бородин, генеральный директор ООО «СХП Лосево»:
- Мы поставляем вкусное цельное молоко, творог и сметану в военные училища, у военных свои нормативы, им не надо, чтобы вместе с молоком мы поставляли им муку и гречу, как того требуют «лоты» для школьных и дошкольных, социальных учреждений. Мы в 179 км от Петербурга. Около нас расположен дом престарелых, детский дом, но их обеспечивают оптовики. Дети и старики употребляют восстановленное молоко с полугодовыми сроками хранения, в котором кроме белка уже ничего и не осталось. У нас отличное качество, и в Выборге нас знают те, кто предпочитает «сметанке» - сметану, а «творожку» - творог. Но это покупатели, они нам кредит не дадут. В банке, несмотря на заверения о поддержке нашего бизнеса министра сельского хозяйства Гордеева, мы в прошлом году кредит на развитие получить не смогли. Нас полгода кормили обещаниями, и теперь акционеры покупают оборудование на свои средства.
- Как идет процесс информирования покупателей в связи с требованиями нового федерального закона по маркировке молочной продукции?
Отвечает Галина Дмитриева, начальник отдела по надзору за питанием населения:
- На середину февраля удельный вес молочной продукции в новой упаковке, соответствующей требованиям технического регламента, составляет около 20% (сметана - 10%, кефир, творог - 20%, молоко - 3%). Остальная продукция сопровождается стикерами, информационными вкладышами, а также доводится до потребителя в виде объявлений в торговом зале. При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения технического регламента на молоко и молочную продукцию в 4 случаях в части недоведения полной и достоверной информации до потребителя, за что должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ.