Адвокат Бойцов против

   
   

Пакет законопроектов по правовым реформам, внесенный президентом в Госдуму, вызвал бурю эмоций. Грядущие реформы обсуждают милиционеры и прокуроры, судьи и адвокаты - все те, кого они коснутся. Сторонники реформ говорят о том, что это - возможность покончить с хаосом и обуздать коррупцию. Противники видят здесь очередной виток усиления "властной вертикали". Адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Александр БОЙЦОВ считает проект законов о статусе судей и об адвокатуре способом удушения института третьей власти и винит в этом сокурсника по юрфаку Ленинградского университета Владимира Путина.

Седьмая печать

- Проект закона об адвокатуре уничтожает адвокатуру как юридический и политический институт, - говорит Александр Бойцов. - Казалось бы, какая разница: раньше адвокаты объединялись в коллегии, теперь будут объединены в адвокатскую палату. Но разница есть. Коллегий может быть много. Палата субъекта Федерации одна, над ней - Российская адвокатская палата. Вот вам и вертикаль.

Беспокоит то, как скажутся реформы на гражданах. Очевидно, что стоимость адвокатских услуг возрастет. Сейчас Городская коллегия адвокатов получает определенные льготы от государства на аренду помещения, поэтому и стоимость услуг у нас очень мала - 50 рублей за совет. В дальнейшем адвокатские бюро полностью перейдут на коммерческий принцип, вывод, думаю, ясен.

Выводит из себя и то, как обсуждаются эти законы. В Госдуме дебаты ведут совершенно безграмотные с юридической точки зрения люди. А нам, например, с большим трудом удалось разыскать текст законопроекта, чтоб хотя бы прочитать его.

Мальчики-мажоры

Не стоит рисовать нынешнее положение в адвокатуре в розовых тонах. Порядок, конечно, нужно наводить, вопрос в том, как это делать. Десять лет назад было введено лицензирование адвокатской деятельности, в 1991 году при Управлении юстиции был создан отдел лицензирования. В адвокаты хлынула масса бывших работников силовых структур: судей, прокуроров, следователей, оперработников.

- Это привело к многочисленным нарушениям, - говорит Александр Бойцов. - Образовались устойчивые группы, скажем, адвокат-следователь (бывший его коллега). Адвокат привлекает к работе "своего" следователя, и они вместе "решают вопросы". Например, адвокат выезжает на задержание вместе с оперативником. На парня надевают наручники, а адвокат тут же узнает телефон его папы, вызывает папу и оговаривает сумму: Такой адвокат многое может сделать: изменить меру пресечения, поменять статью на более мягкую, в конце концов, просто передать что-то подследственному в следственном изоляторе - от записки до наркотика. Конечно, все это появилось не сегодня. Но прежде это считалось исключением, а теперь встречается сплошь и рядом.

Распределение

На юридическом факультете Ленинградского университета Александр Бойцов учился с 1970 по 1975 год. На курсе было около 100 человек. Четверо выпускников пошли работать по распределению в КГБ, один из них - Путин. У них, как у сокурсников, в университете были хорошие отношения. Правда, теперь у Бойцова появились претензии к сокурснику.

- В последнее время о Путине много пишут, - говорит Александр Бойцов. - Меня в этом многое удивляет. То пишут, что он закончил университет чуть ли не с золотой медалью, то о его необыкновенных спортивных достижениях. Ну, ходил он в секцию самбо, как многие, но чтобы получил там "черный пояс"? Или учеба. Никогда он отличником не был. Отметки? Ну, четверка, ну, тройка. Главное для него было: сдать вовремя, чтобы без переэкзаменовок. Меня даже удивляло, что он мало по сравнению со многими из нас интересовался юриспруденцией. Кто-то ходил на факультатив, в студенческое научное общество, он - никогда.

Спорный вопрос

Адвокат Бойцов известен еще и тем, что вот уже два года бьется за восстановление социальной справедливости в отношении адвокатов, которая, по его мнению, нарушена. По новому Налоговому кодексу, вступившему в силу с 1 января этого года, адвокатские коллегии не являются более субъектами выплат в Фонд обязательного социального страхования. По этой причине они лишены оплаты больничного листа.

К тому же налоговые отчисления у адвокатов по каким-то непонятным причинам больше, чем у остальных россиян, хотя пенсию они при этом получают такую же мизерную, как все.

Два года Александр Бойцов пытался решить проблему адвокатских пенсий и больничных через суд. Но российский суд отклонял все иски. Это заставило Бойцова обратиться в Европейский суд по правам человека. В феврале этого года в Страсбурге жалобу зарегистрировали. Но для ее рассмотрения нужно получить документы, подтверждающие дискриминацию адвокатов в России, плюс объяснения российского правительства.

До рассмотрения жалобы адвоката Бойцова в Страсбурге еще далеко. Тем временем назрели еще более насущные проблемы - реформы. Пока Госдума на каникулах, а осенью время на доработку законопроекта вряд ли останется: ведь, по мнению президента, закон должен вступить в силу с начала следующего года.

Смотрите также: