Осенние перевертыши

   
   

Как дни становятся короче, а листья желтеют, в полях и лесах с наступлением темноты начинает что-то шебаршиться, подвывать, моргать красными гляделками и ледяным ветром проникать под ложечку запоздалым путникам и сторожащим кабачки дачникам. Может, это зверушки, а может, и кто похуже. Оборотни, например.

Летом оборотням обычно не до людей: они заняты своими цеховыми делами, совершенствуются, обмениваются опытом, собираются в укромных местах на профсоюзные посиделки, сушат травы на зиму и выделывают шкуры потребных в хозяйстве животных. А вот с наступлением осени оборотни начинают более активно общаться с людьми - как правило, последним такое общение на пользу не идет.

С волками жить...

Наши северо-западные и среднеполосные оборотни чаще всего оборачиваются волками, порой - черными кошками, серыми крысами и молодыми девками. Это их товарищи из теплых стран могут прикидываться кто крокодилом, кто пантерой, кто акулой, причем круглогодично. А у наших вервольфов сезонная работа - весна и осень, причем осень наиболее им приятна. Подступающая тьма зимы прибавляет им силы, а холод помогает бороться с теплокровными.

Оборотень обязательно нуждается в человеческой живой крови - так что он еще и вампир. Другое дело, что простые вампиры, тихо встающие из гроба в полночь, не могут превратиться в быстроногое животное и с должным искусством промыслить себе жертву. Разве что летучей мышью они способны оборотиться, да и то лишь для скорости перемещения в пространстве.

Когда люди были еще настолько жестоки, что приносили двуногих собратьев в жертву своим неласковым богам, можно было запросто стать оборотнем: достаточно было сварить супчик с потрошками жертвенных тел и похлебать его. Результат не заставлял себя ждать: Вергилий и Петроний на полном серьезе описывали процесс превращения такого человека в волка.

Не ходите ночью на кладбище

В средние века поступали уже по-другому. Проще всего было обернуться волком, опоясавшись куском волчьей шкуры. Хороший результат давала также кожа повешенного преступника - одну тетеньку в Британии сожгли за то, что она торговала выделанной кожей висельников, увеличивая количество вервольфов на и без того неспокойном острове. Но лучше всего действовала специальная мазь, изготовленная по замысловатым и неаппетитным рецептам. В змеиные внутренности подмешивали некоторые травы, туда же - волосы хорошо знакомой (проверенной) ведьмы, туда же - еще всякие мерзости, частично с кладбища, частично из церкви. Подобными рецептами вервольфы пользуются до сих пор.

Между прочим, снадобья время от времени надо обновлять, потому что срок их годности и тем более службы ограничен: чем чаще пользуешься, скажем, волчьим поясом, тем быстрее он изнашивается в мистическом смысле.

Есть несчастные, которые становились оборотнями и не по своей воле: укушенные вервольфами зазевавшиеся путники или жадные потрошители кладбищ немедленно становились такими же оборотнями, а на попятную пойти уже не могли, так как вкус свежей крови им был дороже всего на свете. Причем днем это были просто не совсем счастливые на вид люди, а ночью они беспременно превращались в какую-нибудь тварь и бегали в поисках инфернального пропитания. Но если его спрятанную волчью шкуру днем отыскать и посыпать толченым перцем с чесноком, оборотень либо погибнет, либо потеряет свою способность к превращениям навсегда. Некоторые источники утверждали, что то же самое происходило, если вервольфа в виде человека начать щекотать или изо всех сил чесать. Не на пользу колдуну бывает и дневное чихание, поскольку его душа может вылететь при чихе.

О пользе чесночного соуса

У всех народов лучшим средством от оборотня было использование священника или шамана - только они имели возможность избавить граждан от вервольфа навсегда.

Но в ирландских и скандинавских источниках часто указывается на решающую роль кузнеца в этом деле: специально подготовленный молот, которым кузнец (сам колдун, между прочим) плющит голову оборотню, хранился в каждой деревенской кузнице.

Внешние признаки человека, который по ночам бегает в нечеловеческом обличье, довольно просты. Это красноватый отблеск в глазах, непереносимость чеснока, ненависть к осинам даже в лесу, неспособность отражаться в зеркалах. А в одном американском городке в конце XIX века был изготовлен специальный антивампирский набор. Туда входили складное распятие из слоновой кости, серебряная пуля с формочкой для ее отливки, осиновый кол, чесночная мука, пузырек с "противовампирной" сывороткой и коробочка с порохом. Насколько нам известно, в России народ не был так запаслив и обходился подручными средствами, даром что осин и грядок с чесноком в наших краях навалом.

Смотрите также: