Диоскуры как ветераны войн начали лечение

   
   

Две статуи юношей с конями - Диоскуров, украшающих фасад Центрального выставочного зала "Манеж", не самые древние среди произведений итальянской мраморной скульптуры в Петербурге. Им около двухсот лет, но "жизнь" Диоскуров сложилась так, что уже лет пять назад специалистам стало ясно: если не предпринять реставрацию, город этих произведений может лишиться. Невооруженным глазом видно, что Диоскуры покрылись черной коркой и зелеными лишаями. Первоначальный цвет каррарского мрамора - белоснежный - отдаленно угадывается разве что на подбрюшье коней. Дело не только в том, что скульптуры стали некрасивыми, идет процесс перерождения мрамора, и он может осыпаться, юноши и кони станут похожи на обмылки.

Подготовка к реставрации заняла пять лет, сейчас вокруг одного из Диоскуров уже возведен тепляк, в котором будут работать мастера. Закончив первую скульптуру, перейдут ко второй.

Близнецы от разных отцов

У Диоскуров, как известно, есть имена - Кастор и Поллукс, и хотя они близнецы, миф утверждает, что отцы у них разные. У Поллукса - бог Зевс, поэтому сын бессмертен, у Кастора - спартанский царь, поэтому сын обычный человек. Ну а мать - красавица Леда.

Близнецы участвовали в походе аргонавтов, прославились, побеждая врагов и укрощая диких коней. Пострадали они из-за женщин - угораздило влюбиться в сестер, которые уже были просватаны. Оскорбленные женихи вызвали Диоскуров на бой, в котором Кастор погиб. Безутешный брат попросил папу Зевса возвратить умершего к жизни, но суровый бог отказал, предложив такой вариант: Кастор может на полгода спускаться к брату в мрачное царство мертвых. Кастор без колебания согласился.

Понятно, что архитектор Кваренги, строивший манеж, выбрал Диоскуров как образец воинов и самоотверженной мужской дружбы. Ну а кроме того, в Петербурге стремились подражать европейским городам, устанавливая античные статуи или их копии. Подлинники Диоскуров находятся в Риме у императорского дворца. Кваренги заказал уменьшенные копии, которые изготовили в знаменитой мастерской Паоло Трискорни.

Наполеон против

В это время в Европе шли наполеоновские войны, потом грянула "гроза двенадцатого года" и в России, так что скульптуру доставили в Петербург только в 1817-м. Длительное путешествие, погрузка-выгрузка - все это неблагоприятно для хрупкого мрамора, кроме того, когда скульптуру стали устанавливать на постаментах (кстати, они были из красного полированного гранита), обнаружили, что в подставках скульптуры - плинтах - трещины. Да еще плинты оказались не в размер, маловаты. Русские каменотесы вытачивали дополнительные детали, подставки получились составными.

Ссылка

...Когда заканчивалось строительство нынешнего Исаакиевского собора, кому-то в верхах пришло в голову, что обнаженные юноши - оскорбительное соседство, хотя церковь на месте Исаакия существовала еще с петровских времен.

Скульптуру перевезли в казармы полка (это дом номер три по Конногвардейскому переулку) и водрузили на трехметровые устои ворот. К сожалению, каждый переезд сопровождался появлением новых и разрастанием старых трещин.

В подземном царстве

С началом блокады Диоскуров решили укрыть в земле. Скульптура слишком громоздка, поэтому юношей разлучили с лошадьми. И с 1941-го по 1945-й братья провели в подземном царстве. Совсем как в мифе, правда, сроки затянулись больше, чем на полгода:

В каком виде произведения вышли на свет божий, можно убедиться на снимках: и юноши, и лошади выглядят, будто пришедшие с войны калеки.

Работа по возрождению проходила под руководством известного реставратора Игоря Крестовского. Диоскуров вновь установили на бульваре. Только в 50-х, когда решили реконструировать манеж, убрать оттуда гараж и сделать выставочный зал, скульптуры вернулись домой. Постаменты из красного гранита были утрачены, сделали те, которые мы видим сейчас, - из серого. Но и в родном манеже Диоскурам не везло: то при воссоздании фронтона здания сверху умудрились уронить доску, которая отсекла ногу коню, то варвары осквернили у юношей "причинные места".

Всем миром

Конечно, реставраторы "залечивали" все эти увечья, кроме того время от времени скульптуру мыли. За пять лет подготовки к научной реставрации специалисты и сотрудники Музея городской скульптуры не сидели сложа руки.

Была решена огромная проблема: как продлить жизнь южного итальянского мрамора на нашем российском севере, да еще при современной экологии. Целый научно-исследовательский институт в Москве по договору с музеем разрабатывал методики реставрации камня. И сделали прорыв! Новинки успешно показали себя при возрождении скульптур музейного некрополя. Разработкой средств против мхов и лишайников занимались в Санкт-Петербургском университете. Кафедра экологии создала программу защиты от неблагоприятного воздействия среды. Институт "Спецпроектреставрация" трудится над новыми методиками. Одна из них успешно прошла апробирование на скульптуре Флоры в Александровском саду.

Финансировать реставрацию Диоскуров взялось находящееся в Петербурге ЗАО "Управляющая компания "Силовые машины". Потребуется 50 тысяч долларов. Замечательно, что наконец-то не только добрые западные спонсоры, но и отечественные помогают городу. Ну а работать будут лучшие специалисты, которые знают про камень все!

Впрочем, реставраторы понимают, что когда начнется работа, их могут ждать самые неприятные сюрпризы. Обновленных Диоскуров мы увидим весной.

Смотрите также: