Ещё несколько лет назад с центральной башни Адмиралтейства сняли скульптуру. Когда же «Воздух», «Огонь», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» вернутся на своё место?
Трудная судьба
Нынешнее Адмиралтейство было построено в 1806-1823 годах по проекту архитектора А. Захарова. Это особое здание для города - от его башни с 72-метровым шпилем отходят Невский, Гороховая и Вознесенский проспект. Адмиралтейство стало символом русской морской славы, символом Петербурга. Его башню украшали 28 скульптур, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также покровительницу кораблестроения Изиду и музу астрономии Уранию. Их выполнили знаменитые академики: С. Пименов,
В. Демут-Малиновский и Ф. Щедрин. Академическая общественность посчитала произведения образцовыми, с них сделали гравюры.
Но беда в том, что скульптуры были из пудостского камня, который в нашем климате долго не живёт. Не прошло и тридцати лет, как они разрушились. Были созданы шесть новых фигур, но и они оказались недолговечными. Тогда решили сделать скульптуру из цинка, возлагали на проект большие надежды. Но для Петербурга и цинк - не лучший вариант. Позже выколотили из меди...
Во время войны шесть фигур были уничтожены, остальные побиты осколками. После победы недостающую шестёрку сделали из цемента. В 1986 году началось изготовление фигур заново... Словом, скульптуру переделывали восемь или девять раз, с изменением материалов, и всякий раз - всё менее квалифицированные люди. Сейчас эти «произведения» не имеют никакого отношения к творениям академиков.
А что реставрировать?
В 2011 году группе реставраторов во главе с Владимиром Сориным поручили по заданию КГИОП исследование снятых с башни скульптур. Владимир Григорьевич признаётся, что впервые в своей многолетней практике увидел такое. А ведь он возглавлял реставрацию Колесницы Славы на арке Главного штаба, коней Клодта на Аничковом мосту, Александровской колонны и многих других памятников.
«Представленные фигуры кажутся карикатурами на классическую скульптуру и издевательством над всей европейской культурой, основанной на классике. Все их поверхности «в целлюлите», то есть в несглаженных буграх и впадинах от молотков…Черты лиц - смазанные, ассиметричные, с невероятными носами, губами и пр., кисти рук похожи на связки сосисок, а ноги чудовищной толщины. Атрибуты фигур - луки, колчаны, зеркала, языки пламени, струи воды и пр. - с трудом опознаются...»
Кроме эстетических, есть немало технологических замечаний. К примеру, внутри скульптур нет каркаса, большинство швов без укрепления, такие разрушаются очень быстро.
Общий вывод: даже если скульптуру реставрировать под предлогом того, что «снизу всё равно не видно», она быстро развалится. Предложение: провести научное воссоздание первоначальной скульптуры. Сохранились гравюры с подлинников, фотографии, начиная с 1861 года, описания и рисунки. Петербургские реставраторы имеют опыт успешного воссоздания и в более сложных случаях.
Миллион на фигуру
Редакция направила запрос в Комитет по охране памятников. Мы пытались понять, что же КГИОП намерен сделать со скульптурой? Из ответа ясно, что в 2011 году комитет выдал задание на… реставрацию 28 аллегорических скульптур.
Значит, «карикатуры на классическую скульптуру» отремонтируют и установят. Разумеется, это дешевле, нежели «научное воссоздание первоначальной скульптуры». Но и ремонт обойдётся в копеечку: на каждую фигуру, по слухам, выделено больше миллиона рублей.
Пожалуй, впервые на здании, являющемся символом города, собираются установить «карикатуры». Этой проблеме будет посвящено заседание Всероссийского общества охраны памятников.