Кораблик на его шпиле - визитная карточка города, к зданию лучами сходятся главные магистрали - Невский, Гороховая и Вознесенский проспект, составившие «невский трезубец».
Три рубля - за пушку
В начале ноября 1704 года в походном журнале Петра I появилась запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии». Строилась верфь по личным карандашным наброскам царя и представляла собой длинные одноэтажные мазанки в виде буквы «П», раскрытой к Неве. Шла Северная война, поэтому предприятие стало крепостью, окружённой земляным валом с пятью бастионами, рвами, заполненными водой, а перед ним оставили большой луг, чтобы враг не подкрался незамеченным.
Строительство Адмиралтейства было невероятно быстрым даже по сегодняшним меркам - в начале 1705 года на эллингах уже заложили корабли, и на следующий год со стапелей сошло первое парусное судно с 18 пушками на борту, проект которого, по преданию, составил Пётр. В 1709 году спустили на воду первый корабль «открытого моря» - 54-пушечную «Полтаву». На предприятии работало до десяти тысяч человек!
В начале XVIII века петербургское Адмиралтейство - единственное в Европе - могло похвастаться величественным зрелищем - спуском кораблей на воду перед самыми окнами царского дворца. Государь лично вручал старшему мастеру на серебряном блюде по три серебряных рубля за каждую пушку.
В 1725 году построили первую подводную лодку - «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова. На Адмиралтейских верфях появился и первый в России пароход. С дымящейся кирпичной трубой он шёл без парусов против течения, удивляя петербуржцев.
Впрочем, в середине 1840-х годов судостроение в Адмиралтействе прекратилось - тут негативную роль сыграло именно расположение «перед окнами дворца». К этому времени столица украсилась величественными зданиями, и «промышленная зона» стала неуместной. Судостроение передали «Адмиралтейским верфям», расположенным ниже по течению Невы. Теперь и это предприятие выводят из города - в Кронштадт.
Секрет кораблика
У Адмиралтейства была задача не только строить корабли, но и управлять всем российским флотом. Здесь заседала «Адмиралтейств-коллегия» под руководством Петра. После совещания, около полудня, государь и адмиралы подкрепляли себя анисовкой. Так сложилась поговорка, обозначающая время предобеденной выпивки и закуски: «Адмиральский час пробил, пора водку пить».
Пётр любил здания со шпилями, чтобы город были виден издалека. А в 1719 году на 50-метровом шпиле установили кораблик. Есть мнение, что прообразом стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1670-х годах по указу царя Алексея Михайловича. По легенде три флага на мачтах адмиралтейского кораблика были сделаны из червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль (геодезический инструмент) Петра.
В позолоченном шаре под корабликом якобы находилась кубышка из золота, а в ней - образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге. Шар никогда не вскрывали, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону был утрачен.
Кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта его заменили новым, а сам петровский пропал! Второй продержался 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на копию. Подлинник хранится в Военно-морском музее. Ну а в шаре, который мы видим и сегодня, - шкатулка с документами обо всех ремонтах иглы и кораблика, имена мастеров, несколько газет XIX века, ленинградская пресса и «Послание к потомкам» 1999 года.
«За оборону Ленинграда»
Во время войны позолоченный шпиль мог служить ориентиром для вражеских артиллерии и авиации, поэтому его - как и другие высотные доминанты - решили замаскировать. Строить леса было некогда, работу поручили молодым спортсменам-альпинистам. Им предстояло поднять на 72-метровую высоту чехол из мешковины весом в полтонны. Отважная четвёрка - Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоизий Земба и Михаил Бобров - поочерёдно поднимаясь вверх, справились с заданием. 30 апреля 1945 года маскировку сняли - Ольга Фирсова ножом разрезала мешковину, гигантский чехол сполз и игла вновь засияла золотом. Адмиралтейскую башню увековечили на медали «За оборону Ленинграда».
Переедет ли штаб ВМФ?
Здание Адмиралтейства, известное каждому петербуржцу, уже третье на этом месте. В 1730-х годах архитектор Коробов заменил мазанки каменными строениями, тогда высота шпиля и достигла 72-х метров. В начале XIX века архитектор Захаров придал однообразным казённым корпусам торжественный и праздничный вид. Интересно, что в новую башню, как в футляр, заключили старинную, коробовскую, с деревянным шпилем.
До революции в Адмиралтействе располагались Морское министерство, Главный морской штаб, Училище корабельной архитектуры. А с 1709-го по 1939 годы - Военно-морской музей. Знаменитое Высшее военно-морское училище им. Ф. Дзержинского, расположилось здесь в 1925-м, а покинуло в 2009-м, как и штаб Ленинградской военно-морской базы.
На самом высоком уровне было заявлено, что в Адмиралтейство из Москвы переедет Главный штаб ВМФ, но недавно сообщили, что в ближайшие два года этого не произойдёт.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.